МВК КАИ - КАЗАНСКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ им. А.Н. Туполева
 
Отдел электронных технологий в образовании
ПоискНа главную

Статьи

Предлагаем Вашему вниманию подборку статей в периодических изданиях и Интернет-ресурсах, посвящённых различным аспектам электронного обучения. Здесь же мы размещаем ссылки на электронно-библиотечные системы, где Вы найдёте электронные версии публикаций.

Тема современных тенденций развития образования, в том числе – проблемы и перспективы внедрения дистанционных образовательных технологий, весьма дискуссионна. Наше мнение не всегда совпадает с мнением авторов представленных здесь публикаций. Мы предлагаем Вам принять участие в обсуждении тех вопросов, которые поднимаются в этих (и других) источниках.

 

http://e.lanbook.com/books/

Электронно-библиотечная система, включающая в себя электронные версии книг издательства «Лань» и других ведущих издательств учебной литературы, а также электронные версии периодических изданий по естественным, техническим и гуманитарным наукам. Для поиска статей выберите в меню «Журналы» и введите в поисковую строку ключевые слова, например, «Электронное обучение», «Дистанционное обучение» и т.д.

 

http://www.e-learning.by/Articles/ELearning.html

Раздел «Статьи» Портала электронного обучения «e-Learning By» содержит постоянно пополняемую коллекцию статей по проблемам электронного обучения. Интересен также цитатник с возможностью оценивания цитат.

(Наряду со статьями Портал содержит множество других ресурсов – видеотеку, материалы вебинаров, презентации и т.д.).

2015

А. В.Логинова., «Смешанное обучение: причины нежелания преподавателей использовать современные технологии в образовательном процессе»

Молодой ученый. — 2015, №11 — с. 1399-1402.

 

А.А.Михальчук, В.П.Арефьев, Н.М.Филипенко. «Статистический анализ динамики результатов e-learning в вузе»

«Современные проблемы науки и образования», 2015, №1.

В работе проведен статистический анализ в пакете Statistica результатов оценивания знаний студентов института электронного обучения Томского политехнического университета по высшей математике в объеме первых трех семестров. Использована система из двух показателей: результат тест-экзамена в режиме online (по 5-балльной шкале) и разность моментов окончания и начала экзамена (в минутах).

 

 

2014

В.Н.Азаров, С.С.Фомин. «Виртуальные практикумы как основное звено непрерывного образования в области информационно-коммуникационных технологий»

«Вестник Рязанского государственного радиотехнического университета», 2014, №4.

Анализируется состояние и возможности технологических компонентов систем дистанционного обучения для обеспечения непрерывного и целостного дистанционного обучения в области информационно-коммуникационных технологий. Приводится обобщённая структура виртуального практикума. Обсуждается возможность организации обучения и переподготовки специалистов на рабочих местах.

 

Е.З.Власова. «Электронное обучение в современном вузе: проблемы, перспективы и опыт использования»

«Universum: Вестник Герценовского университета», 2014, №1

Автор систематизирует и анализирует опыт Российского государственного педагогического университета имени А. И. Герцена в области электронного обучения и с помощью метода математического моделирования оценивает (по 9-ти критериям) качество магистерской программы «Технологии и менеджмент электронного обучения», реализуемой в университете с 2008 года.

 

С.Л.Еремина. «Открытые образовательные ресурсы: риски для университета?»

Высшее образование сегодня. — 2014. — № 8: Специальный выпуск. — С. 26-29.

Автор задаётся вопросом: «представляют ли открытые образовательные ресурсы риски для университетов? Будут ли желающие платить за обучение 54 000 долларов в год, если те же знания можно получить за 6 000?»

 

Н.Н.Дондукова. «Электронное образование (e-learning) в Республике Корея»

«Вестник Бурятского государственного университета », 2014, №15.

В статье анализируется опыт использования новых информационных технологий в Южной Корее.

 

М.А.Елизарова. «Правовые основы применения электронного обучения и дистанционных образовательных технологий»

«Известия ТулГУ. Экономические и юридические науки», 2014, №2.

Рассматриваются правовые основы и особенности использования электронного обучения и дистанционных образовательных технологий в процессе обучения студентов очной и заочной форм обучения.

 

Ю.С.Кузнецова, В.Ф.Тенищева, Е.Н.Цыганко. «Интегративно-контекстный модуль формирования профессиональной компетенции»

«Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 3: Педагогика и психология», 2014, №3.

В статье обосновано модульное построение курса обучения иностранному общению, при котором компьютерные технологии выступают средством моделирования профессиональной деятельности.

 

Я.В.Розанова. «Технологии ротационной модели метода смешанного обучения в неязыковом вузе»

«Magister Dixit», 2014, №2.

Рассматриваются принципы и модели смешанного обучения и, в особенности, технологии ротационной модели. На основании этой модели выстраиваются этапы разработки электронных образовательных ресурсов для смешанного обучения.

 

И.Н.Семенова, А.В.Слепухин. «Дидактический конструктор для проектирования моделей электронного, дистанционного и смешанного обучения в вузе»

«Педагогическое образование в России», 2014, №8, с.68-74.

Авторы рассматривают разные подходы к пониманию сущности электронного, дистанционного и смешанного обучения и предлагают дидактический конструктор, позволяющего унифицировать проектирование моделей электронного и смешанного обучения.

 

Александр Трушин, «Учебная революция»

«Коммерсант.ru/Огонёк», 21 апреля 2014 г.

Сегодня в вузы приходят те, кто вырос в сетевом мире. Как высшее образование осваивает новые технологии, как соотносятся понятия «информация» и «знания», как объяснить молодёжи, что не все знания уже имеются в открытом доступе в Интернете – на все эти вопросы ищет ответы автор данной статьи.

 

Ившина Г.В., «Дистанционные технологии обучения в открытом образовании: опыт Казанского Федерального Университета»

Материалы XI международной научно-методической конференции «Новые образовательные технологии в вузе», 18-20 февраля 2014 г., с.611-619.

Парадигма открытого образования рассмотрена автором с практической точки зрения на примере реализации в Казанском федеральном университете. Приведены результаты создания и внедрения системы дистанционного обучения в КФУ как основы открытого образования.

 

Валитов Р.А. «Система электронного обучения КФУ и поддержка мобильных технологий»

Материалы XI международной научно-методической конференции «Новые образовательные технологии в вузе», 18-20 февраля 2014 г., с.287-295.

В статье приведена общая информация о системе электронного обучения Казанского федерального университета и статистика использования мобильных платформ и веб-браузеров в Интернете и в мире. Изложена реализация поддержки мобильных устройств в электронном обучении (на примере КФУ): разработанный шаблон с адаптивным дизайном (HTML5) для LMS MOODLE, специальные мобильные приложения для вебинаров, видеохостинг и способы воспроизведения видеолекций.

 

Устюгова В.Н., Кашина О.А., «Изучаем дистанционные технологии дистанционно: опыт КФУ в обучении преподавателей работе в LMS MOODLE»

Материалы XI международной научно-методической конференции «Новые образовательные технологии в вузе», 18-20 февраля 2014 г., с.1380-1389.

На примере опыта Департамента развития образовательных ресурсов Казанского федерального университета по созданию системы обучения и консультационной поддержки преподавателей по работе в системе управления обучением (LMS MOODLE) авторы обосновывают необходимость организации системы методической поддержки профессорско-преподавательского состава вуза как неотъемлемой компоненты системы электронного обучения в университете.

 

Сергей Голубицкий, «MOOC как будущее образовательного процесса: за и против»

«Компьютерра», 29 января 2014 г.

Автор рассуждает о феномене MOOC (массовых курсов открытого онлайн-обучения), «с которым консенсус мнений связывает представление о будущем образовании» . По мнению автора, «MOOC — это новомодное направление в дистанционном образовании, претендующее на оптимальное сочетание современных дидактических методик с иллюзией тотального образования масс… ».

 

Diana Laurillard, «Five myths about Moocs» («Пять мифов о МООКах»)

THE (Times Higher Education), 10 января 2014 г. (англ.)

В центре внимания автора статьи – аргументация необходимости реализации обратной связи в процессе обучения, определение роли и места преподавателя в учебном процессе, реализуемом с применением дистанционных образовательных технологий, выявление особенностей применения МООС на разных уровнях образования.

 

2013

Сергей Сумленный. «Останется десять университетов»

«Эксперт» №48 (878), 2 декабря 2013 г.

«Экспансия университетского образования в интернет приведет к тотальному изменению научного мира. В нем останется лишь несколько университетов, профессора утратят свой статус, а наука сконцентрируется в США», — считает немецкий профессор Эрвин Хеберле….

 

Дмитрий Гришанков, «Семь вызовов для русского университета»

«Эксперт» №47 (877), 25 ноября .2013 г.

«Чего мы ждем от высшего образования и какие университеты нужны стране? Внятного ответа нет, и это порождает метания в погоне за местами в рейтингах.» В этой статье автор пытается обобщить мнения ведущих специалистов в области образования по этим злоюлдневным вопросам.

 

«Что такое MOOC? (Новая веха в получении образования)»

«Зеркало», 18 ноября 2013 г.

«Западная пресса впервые обратила внимание на MOOC в 2011 году, когда Себастьян Трун, профессор из Стэнфорда, с успехом прочел в Интернете бесплатный курс об искусственном интеллекте. Студентами Труна стали 160 тысяч человек из 190 стран. Вслед за экспериментом Труна университеты в США начали один за другим участвовать в создании MOOC, надеясь, видимо, в конце концов заработать на новой волне.» Как считают авторы статьи, «есть все основания полагать, что MOOC не являются данью цифровой моде, а являются предвестниками структурного изменения образовательного процесса…».

 

«О «бумажных знаниях» и «гибели российского образования»… »

(Комментарий Департамента развития образовательных ресурсов Казанского (Приволжского) федерального университета к статье Елены Кошкиной «Почему «бумажные знания» несут гибель российскому образованию?»)

Поддерживая мнение автора статьи «О бумажных знаниях…» об объективной необходимости дистанционного обучения, авторы статьи аргументируют сделанные ими выводы о том, «что переходить к новым формам обучения нужно не стихийно и не в порыве энтузиазма», что «для создания в университете системы дистанционного обучения на новой современной основе нужен прочный «фундамент», включающий в себя: a) надёжную материально-техническую базу, б) тщательно проработанную нормативно-правовую основу, в) чёткую организационную схему, г) тщательно продуманную, психологически выверенную методологию»).

 

Елена Кошкина, «Почему «бумажные знания» несут гибель российскому образованию?»

E-xecutive.ru, 28 октября 2013 г.

В статье рассматривается и анализируется дистанционное обучение, которое, по мнению автора, «пока абсолютно неэффективно в России, а зачастую просто вредно, мало мотивировано и не способствует раскрытию личностного потенциала».

 

Е.В.Корепанова, Г.А.Ашихмина, «Образовательные технологии в системе многоуровневой подготовки студентов.»

«Вестник Мичуринского государственного аграрного университета», 2013 год, №3.

В статье выявлены и обоснованы возможности использования современных образовательных технологий при подготовке бакалавров и магистров.

 

Э.К.Лецкий, Э.И.Костюковская, К.С.Пилюгин, К.В.Ольховой, «Автоматизированная система оценки качества электронных курсов»

«Программные продукты и системы», 2013, №1.

В статье описывается программное средство, обеспечивающее автоматизированное тестирование электронного курса, начиная от указания ошибок на слайдах и заканчивая получением обобщённой количественной оценки качества курса (включающей методический и технический аспекты) и рекомендаций по его улучшению.

 

М.Б.Малинов, С.П.Мочалов, В.С.Третьяков, «Разработка информационной системы мониторинга электронного обучения в вузах»

Вестник КемГУ, 2013, № 4(56), Т.1, стр. 45-48.

В статье рассматривается информационная система мониторинга электронного обучения, предназначенная для комплексного информационно-аналитического обеспечения процессов мониторинга текущего уровня развития электронного обучения в вузах и уровня их потенциальной готовности к участию в межвузовских образовательных проектах, предполагающих применение электронного обучения.

 

Анна Сакоян, «МООК: революция в мире образования»

Полит.ru, 30 мая, 2013 г.

«Взрыв популярности массовых открытых онлайн-курсов, МООК (massive open online course), произошедший в течение минувшего года, породил разговоры о том, что в мире образования началась революция, и он вскоре полностью преобразится». В статье делается обзор МООК и обсуждаются связанные с ними проблемы и перспективы их решения.

 

В.И.Токтарова, «Учебно-методическое обеспечение реализации основных образовательных программ в условиях информационно- образовательной среды вуза»

«Известия Волгоградского государственного педагогического университета», 2013 год, №2

Раскрываются особенности учебно-методического обеспечения в условиях информационно-образовательной среды для эффективной организации и функционирования современного образовательного процесса в высшей школе.

 

А.В.Флегонтов, И.Б.Готская, Л.А.Балясникова, А.В.Хорошилов, «ИКТ в образовании: педагогика, образовательные ресурсы и обеспечение качества»

«Universum: Вестник Герценовского университета», 2013, №1.

В статье анализируются итоги международной конференции ИИТО-2012 «ИКТ в образовании: педагогика, образовательные ресурсы и обеспечение качества», состоявшейся в Москве в ноябре 2012 г.

 

2012

Ki Mae Heussner, «5 ways online education can keep its students honest» («5 методов образования в интернете, которые способны обеспечить честность студентов»)(англ. версия; русский перевод)

GIGAOM / «Образование сегодня», 17 декабря 2012 г.

«Всё возрастающая роль образования в интернете способна создать для студентов новые возможности обучения. Однако, в то же время, этот фактор открывает студентам столь же новые возможности для мошенничества….» Эта проблема и возможные пути её решения – в центре внимания авторов статьи.

 

Г.В. Ившина, «О проектировании обучения: технологический подход»

Вестник Казанского технологического университета, № 8, 2012 – С. 439-444.

Автор анализирует общие положения о технологическом подходе в обучении, выделяя слабые и сильные стороны педагогической технологии, основные этапы дидактического проектирования, критерии проектирования, преобладающие структурные и экспериментально обоснованные критерии, а также – рассматривает апробированные инвариантные этапы дидактического проектирования разработки электронных образовательных ресурсов.

 

А.Б.Кондратенко, «Виртуальная образовательная среда Московского государственного университета экономики, статистики и информатики»

«Вестник Балтийского федерального университета им. И. Канта», 2012, №5.

Рассматривается инновационная технология организации учебного процесса в виртуальной образовательной среде Московского государственного университета экономики, статистики и информатики, построенной на платформе SharePoint.

 

2011

Р.А. Валитов, В.Н. Устюгова, «Технические вопросы и проблемы, возникающие при создании и эксплуатации системы дистанционного обучения на базе Moodle»

Образовательные технологии и общество, 2011, том 14, №4. С. 342 — 367.

Авторы исследуют технические вопросы, возникающие при создании и эксплуатации системы дистанционного обучения (СДО) на базе Moodle. В статье подробно описана программно-аппаратная архитектура СДО, продемонстрировано применение инструментов веб-аналитики для сбора и анализа статистической информации, описаны возможности применения мобильных устройств для обучения с помощью Moodle, приведены требования и рекомендации, предъявляемые к материалам, размещаемым в сети Интернет, приведен алгоритм выбора оптимальных форматов и параметров кодирования мультимедийных и графических файлов.

 

А.М.Пуляевская, «Формы и программные средства реализации тьюторского сопровождения дистанционного обучения учащихся»

«Вестник Иркутского государственного лингвистического университета», 2011, №3.

В статье рассматриваются основные этапы тьюторского сопровождения учащихся в Интернет-среде.

 

В.Н. Устюгова, Р.А. Валитов, И.С. Ермолаев, «Особенности внедрения и эксплуатации системы дистанционного обучения в Татарском государственном гуманитарно-педагогическом университете»

Образовательные технологии и общество, 2011, том 14, №3. С. 311-336.

Работа посвящена особенностям внедрения и эксплуатации систем дистанционного обучения (СДО) в Татарском государственном гуманитарно- педагогическом университете. Подчеркнута актуальность электронных СДО в связи с внедрением нового Федерального государственного образовательного стандарта третьего поколения и роль СДО в удовлетворении требованиям стандарта в сфере электронного обучения. Особое внимание уделено методике организации учебного процесса. Приведены данные об эффективности 312 обучения преподавателей ТГГПУ. Помимо технических и учебно-образовательных аспектов внедрения и эксплуатации СДО, поставлены актуальные организационно- управленческие вопросы и даны ответы на них.

 

2010

Г.В. Ившина, «Повышение квалификации: новые взгляды»

«Теория и методика современного журналистского образования». Сборник научно-методических статей и материалов. Выпуск 2.- Казань: Издательство КГУ, 2010.

Автор отмечает, что «модернизация образования в России не могла не коснуться повышения квалификации преподавателей вузов. За последние пять лет изменился подход Рособразования к организации, содержанию и формам повышения квалификации профессорско-преподавательского состава вузов», и поднимает связанные с этим вопросы.

 

В.Н. Устюгова, Р.А. Валитов, «О процессе создания системы дистанционного обучения в Татарском государственном гуманитарно-педагогическом университете (ТГГПУ)»

Образовательные технологии и общество, 2010, том 13, №2. С. 225-239.

Поставлены цели, задачи и требования к созданию и организации системы дистанционного обучения ТГГПУ. Исследованы существующие стандарты и спецификации электронного обучения. Проведен анализ технологий и систем управления электронным обучением, мотивирован выбор Moodle в качестве оптимальной системы дистанционного обучения. Разработаны рекомендации по методическому проектированию курсов дистанционного обучения

 

З.Р.Девтерова, «Образовательные технологии открытого дистанционного обучения»

«Новые технологии», 2010 год, №1.

В статье раскрыты принципы организации процесса дистанционного обучения, позволяющие создать специальную среду в любом географическом пункте и обусловленные дидактическими задачами высшей школы.

 

С.Г.Набиуллина, «О новом образовательном контенте»

«Вестник Башкирского университета», 2010 год, №4.

В статье дан краткий анализ различных видов современных электронных образовательных ресурсов с точки зрения их педагогической эффективности при обучении студентов высшей школы и формировании компетенций будущих специалистов.

 

Книги Конференции Презентации Аналитика
КНИТУ-КАИ им. А.Н. Туполева