МВК КАИ - КАЗАНСКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ им. А.Н. Туполева
 
Отдел электронных технологий в образовании
ПоискНа главную

Статьи

Предлагаем Вашему вниманию подборку статей в периодических изданиях и Интернет-ресурсах, посвящённых различным аспектам электронного обучения. Здесь же мы размещаем ссылки на электронно-библиотечные системы, где Вы найдёте электронные версии публикаций.

Тема современных тенденций развития образования, в том числе – проблемы и перспективы внедрения дистанционных образовательных технологий, весьма дискуссионна. Наше мнение не всегда совпадает с мнением авторов представленных здесь публикаций. Мы предлагаем Вам принять участие в обсуждении тех вопросов, которые поднимаются в этих (и других) источниках.

 

http://e.lanbook.com/books/

Электронно-библиотечная система, включающая в себя электронные версии книг издательства «Лань» и других ведущих издательств учебной литературы, а также электронные версии периодических изданий по естественным, техническим и гуманитарным наукам. Для поиска статей выберите в меню «Журналы» и введите в поисковую строку ключевые слова, например, «Электронное обучение», «Дистанционное обучение» и т.д.

 

http://www.e-learning.by/Articles/ELearning.html

Раздел «Статьи» Портала электронного обучения «e-Learning By» содержит постоянно пополняемую коллекцию статей по проблемам электронного обучения. Интересен также цитатник с возможностью оценивания цитат.

(Наряду со статьями Портал содержит множество других ресурсов – видеотеку, материалы вебинаров, презентации и т.д.).

2018

1. Ившина Г.В., Кашина О.А., Устюгова В.Н., Архипов Р.Е. Системный подход в инновационном развитии вуза: опыт внедрения электронного обучения в КНИТУ-КАИ // Образовательные технологии и общество. Том: 21, № 2, 2018, стр. 414 – 423. [Интернет-ресурс]. URL:

https://elibrary.ru/item.asp?id=32850668

В статье обосновывается необходимость применения системного подхода в инновационном развитии вуза, в частности, в сфере внедрения электронного обучения. Теоретической основой исследования являются положения общей теории систем, эмпирическую базу составляют практические результаты, полученные авторами за время работы в КНИТУ-КАИ (2015-2017 гг.) и в других вузах Казани.

 

2. Кашина О.А., Устюгова В.Н., Архипов Р.Е., Шакиров И.И. Система управления обучением как основа организации электронного обучения в вузе // Образовательные технологии и общество. Том: 21, № 2, 2018, стр. 431 – 438. [Интернет-ресурс]. URL:

https://elibrary.ru/item.asp?id=32850670

В статье исследуется значение системы управления обучением как необходимого условия эффективной организации учебного процесса на основе принципа обратной связи. Обосновывается важность решения о выборе вузом конкретной системы управления обучением, приводятся критерии сравнения систем управления обучением. Анализируется опыт использования LMS BlackBoard и MOODLE в КНИТУ-КАИ.

 

3. Устюгова В.Н. Экспертиза электронных курсов в системе обеспечения качества обучения с применением дистанционных образовательных технологий // Образовательные технологии и общество. Том: 21, № 2, 2018, стр. 439 – 447. [Интернет-ресурс]. URL:

https://elibrary.ru/item.asp?id=32850671

Статья посвящена проблеме обеспечения качества электронного обучения как задаче, требующей системного подхода. Разъясняется роль электронного курса как основного инструмента обучения с применением дистанционных образовательных технологий. Обосновывается необходимость учёта выбранной модели электронного обучения и требований педагогического дизайна на всех этапах жизненного цикла электронного курса. Исследуется роль экспертизы электронных курсов как центрального компонента системы обеспечения качества обучения. На основе анализа личного опыта автора в проведении экспертизы электронных курсов КНИТУ-КАИ и других вузов Казани предлагается алгоритм проведения экспертизы и даются методические рекомендации для преподавателей вуза по разработке электронных курсов.

 

4.. Кашина О.А., Устюгова В.Н., Архипов Р.Е. Вебинар как современный инструмент интерактивного обучения в вузе: опыт КНИТУ-КАИ // Образовательные технологии и общество. Том: 21, № 2, 2018, стр. 424 – 430. [Интернет-ресурс]. URL:

https://elibrary.ru/item.asp?id=32850669

В статье рассматриваются возможности использования вебинаров как современного инструмента интерактивного обучения, повышения эффективности научной и организационной работы в университете.

 

5.. Кашина О.А., Ермолаев И.С., Устюгова В.Н., Архипов Р.Е. Учебные медиаресурсы: что нужно знать о них современному преподавателю вуза // Образовательные технологии и общество. Том: 21, № 2, 2018, стр. 459 – 467. [Интернет-ресурс]. URL:

https://elibrary.ru/item.asp?id=32850673

Статья посвящена актуальным вопросам создания и использования образовательных медиаресурсов, в том числе обзору форматов учебного видео, требованиям к их качеству и методическим особенностям применения в учебном процессе, источникам бесплатных учебных видеоресурсов.

 

6. Ермолаев И.С. Проблемы современного образования – адаптация к возможному // Образовательные технологии и общество. Том: 21, № 2, 2018, стр. 448 – 458. [Интернет-ресурс]. URL:

https://elibrary.ru/item.asp?id=32850672

В статье делается попытка с помощью новых, недавно сформулированных принципов, описывающих результаты воздействия на общество цифровых технологий, показать возрастающую сегодня важность выбора траектории обучении как залога успешности будущей карьеры выпускников технического университета.

 

2015

А. В.Логинова., «Смешанное обучение: причины нежелания преподавателей использовать современные технологии в образовательном процессе»

Молодой ученый. — 2015, №11 — с. 1399-1402.

 

А.А.Михальчук, В.П.Арефьев, Н.М.Филипенко. «Статистический анализ динамики результатов e-learning в вузе»

«Современные проблемы науки и образования», 2015, №1.

В работе проведен статистический анализ в пакете Statistica результатов оценивания знаний студентов института электронного обучения Томского политехнического университета по высшей математике в объеме первых трех семестров. Использована система из двух показателей: результат тест-экзамена в режиме online (по 5-балльной шкале) и разность моментов окончания и начала экзамена (в минутах).

 

 

2014

В.Н.Азаров, С.С.Фомин. «Виртуальные практикумы как основное звено непрерывного образования в области информационно-коммуникационных технологий»

«Вестник Рязанского государственного радиотехнического университета», 2014, №4.

Анализируется состояние и возможности технологических компонентов систем дистанционного обучения для обеспечения непрерывного и целостного дистанционного обучения в области информационно-коммуникационных технологий. Приводится обобщённая структура виртуального практикума. Обсуждается возможность организации обучения и переподготовки специалистов на рабочих местах.

 

Е.З.Власова. «Электронное обучение в современном вузе: проблемы, перспективы и опыт использования»

«Universum: Вестник Герценовского университета», 2014, №1

Автор систематизирует и анализирует опыт Российского государственного педагогического университета имени А. И. Герцена в области электронного обучения и с помощью метода математического моделирования оценивает (по 9-ти критериям) качество магистерской программы «Технологии и менеджмент электронного обучения», реализуемой в университете с 2008 года.

 

С.Л.Еремина. «Открытые образовательные ресурсы: риски для университета?»

Высшее образование сегодня. — 2014. — № 8: Специальный выпуск. — С. 26-29.

Автор задаётся вопросом: «представляют ли открытые образовательные ресурсы риски для университетов? Будут ли желающие платить за обучение 54 000 долларов в год, если те же знания можно получить за 6 000?»

 

Н.Н.Дондукова. «Электронное образование (e-learning) в Республике Корея»

«Вестник Бурятского государственного университета », 2014, №15.

В статье анализируется опыт использования новых информационных технологий в Южной Корее.

 

М.А.Елизарова. «Правовые основы применения электронного обучения и дистанционных образовательных технологий»

«Известия ТулГУ. Экономические и юридические науки», 2014, №2.

Рассматриваются правовые основы и особенности использования электронного обучения и дистанционных образовательных технологий в процессе обучения студентов очной и заочной форм обучения.

 

Ю.С.Кузнецова, В.Ф.Тенищева, Е.Н.Цыганко. «Интегративно-контекстный модуль формирования профессиональной компетенции»

«Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 3: Педагогика и психология», 2014, №3.

В статье обосновано модульное построение курса обучения иностранному общению, при котором компьютерные технологии выступают средством моделирования профессиональной деятельности.

 

Я.В.Розанова. «Технологии ротационной модели метода смешанного обучения в неязыковом вузе»

«Magister Dixit», 2014, №2.

Рассматриваются принципы и модели смешанного обучения и, в особенности, технологии ротационной модели. На основании этой модели выстраиваются этапы разработки электронных образовательных ресурсов для смешанного обучения.

 

И.Н.Семенова, А.В.Слепухин. «Дидактический конструктор для проектирования моделей электронного, дистанционного и смешанного обучения в вузе»

«Педагогическое образование в России», 2014, №8, с.68-74.

Авторы рассматривают разные подходы к пониманию сущности электронного, дистанционного и смешанного обучения и предлагают дидактический конструктор, позволяющего унифицировать проектирование моделей электронного и смешанного обучения.

 

Александр Трушин, «Учебная революция»

«Коммерсант.ru/Огонёк», 21 апреля 2014 г.

Сегодня в вузы приходят те, кто вырос в сетевом мире. Как высшее образование осваивает новые технологии, как соотносятся понятия «информация» и «знания», как объяснить молодёжи, что не все знания уже имеются в открытом доступе в Интернете – на все эти вопросы ищет ответы автор данной статьи.

 

Ившина Г.В., «Дистанционные технологии обучения в открытом образовании: опыт Казанского Федерального Университета»

Материалы XI международной научно-методической конференции «Новые образовательные технологии в вузе», 18-20 февраля 2014 г., с.611-619.

Парадигма открытого образования рассмотрена автором с практической точки зрения на примере реализации в Казанском федеральном университете. Приведены результаты создания и внедрения системы дистанционного обучения в КФУ как основы открытого образования.

 

Валитов Р.А. «Система электронного обучения КФУ и поддержка мобильных технологий»

Материалы XI международной научно-методической конференции «Новые образовательные технологии в вузе», 18-20 февраля 2014 г., с.287-295.

В статье приведена общая информация о системе электронного обучения Казанского федерального университета и статистика использования мобильных платформ и веб-браузеров в Интернете и в мире. Изложена реализация поддержки мобильных устройств в электронном обучении (на примере КФУ): разработанный шаблон с адаптивным дизайном (HTML5) для LMS MOODLE, специальные мобильные приложения для вебинаров, видеохостинг и способы воспроизведения видеолекций.

 

Устюгова В.Н., Кашина О.А., «Изучаем дистанционные технологии дистанционно: опыт КФУ в обучении преподавателей работе в LMS MOODLE»

Материалы XI международной научно-методической конференции «Новые образовательные технологии в вузе», 18-20 февраля 2014 г., с.1380-1389.

На примере опыта Департамента развития образовательных ресурсов Казанского федерального университета по созданию системы обучения и консультационной поддержки преподавателей по работе в системе управления обучением (LMS MOODLE) авторы обосновывают необходимость организации системы методической поддержки профессорско-преподавательского состава вуза как неотъемлемой компоненты системы электронного обучения в университете.

 

Сергей Голубицкий, «MOOC как будущее образовательного процесса: за и против»

«Компьютерра», 29 января 2014 г.

Автор рассуждает о феномене MOOC (массовых курсов открытого онлайн-обучения), «с которым консенсус мнений связывает представление о будущем образовании» . По мнению автора, «MOOC — это новомодное направление в дистанционном образовании, претендующее на оптимальное сочетание современных дидактических методик с иллюзией тотального образования масс… ».

 

Diana Laurillard, «Five myths about Moocs» («Пять мифов о МООКах»)

THE (Times Higher Education), 10 января 2014 г. (англ.)

В центре внимания автора статьи – аргументация необходимости реализации обратной связи в процессе обучения, определение роли и места преподавателя в учебном процессе, реализуемом с применением дистанционных образовательных технологий, выявление особенностей применения МООС на разных уровнях образования.

 

2013

Сергей Сумленный. «Останется десять университетов»

«Эксперт» №48 (878), 2 декабря 2013 г.

«Экспансия университетского образования в интернет приведет к тотальному изменению научного мира. В нем останется лишь несколько университетов, профессора утратят свой статус, а наука сконцентрируется в США», — считает немецкий профессор Эрвин Хеберле….

 

Дмитрий Гришанков, «Семь вызовов для русского университета»

«Эксперт» №47 (877), 25 ноября .2013 г.

«Чего мы ждем от высшего образования и какие университеты нужны стране? Внятного ответа нет, и это порождает метания в погоне за местами в рейтингах.» В этой статье автор пытается обобщить мнения ведущих специалистов в области образования по этим злоюлдневным вопросам.

 

«Что такое MOOC? (Новая веха в получении образования)»

«Зеркало», 18 ноября 2013 г.

«Западная пресса впервые обратила внимание на MOOC в 2011 году, когда Себастьян Трун, профессор из Стэнфорда, с успехом прочел в Интернете бесплатный курс об искусственном интеллекте. Студентами Труна стали 160 тысяч человек из 190 стран. Вслед за экспериментом Труна университеты в США начали один за другим участвовать в создании MOOC, надеясь, видимо, в конце концов заработать на новой волне.» Как считают авторы статьи, «есть все основания полагать, что MOOC не являются данью цифровой моде, а являются предвестниками структурного изменения образовательного процесса…».

 

«О «бумажных знаниях» и «гибели российского образования»… »

(Комментарий Департамента развития образовательных ресурсов Казанского (Приволжского) федерального университета к статье Елены Кошкиной «Почему «бумажные знания» несут гибель российскому образованию?»)

Поддерживая мнение автора статьи «О бумажных знаниях…» об объективной необходимости дистанционного обучения, авторы статьи аргументируют сделанные ими выводы о том, «что переходить к новым формам обучения нужно не стихийно и не в порыве энтузиазма», что «для создания в университете системы дистанционного обучения на новой современной основе нужен прочный «фундамент», включающий в себя: a) надёжную материально-техническую базу, б) тщательно проработанную нормативно-правовую основу, в) чёткую организационную схему, г) тщательно продуманную, психологически выверенную методологию»).

 

Елена Кошкина, «Почему «бумажные знания» несут гибель российскому образованию?»

E-xecutive.ru, 28 октября 2013 г.

В статье рассматривается и анализируется дистанционное обучение, которое, по мнению автора, «пока абсолютно неэффективно в России, а зачастую просто вредно, мало мотивировано и не способствует раскрытию личностного потенциала».

 

Е.В.Корепанова, Г.А.Ашихмина, «Образовательные технологии в системе многоуровневой подготовки студентов.»

«Вестник Мичуринского государственного аграрного университета», 2013 год, №3.

В статье выявлены и обоснованы возможности использования современных образовательных технологий при подготовке бакалавров и магистров.

 

Э.К.Лецкий, Э.И.Костюковская, К.С.Пилюгин, К.В.Ольховой, «Автоматизированная система оценки качества электронных курсов»

«Программные продукты и системы», 2013, №1.

В статье описывается программное средство, обеспечивающее автоматизированное тестирование электронного курса, начиная от указания ошибок на слайдах и заканчивая получением обобщённой количественной оценки качества курса (включающей методический и технический аспекты) и рекомендаций по его улучшению.

 

М.Б.Малинов, С.П.Мочалов, В.С.Третьяков, «Разработка информационной системы мониторинга электронного обучения в вузах»

Вестник КемГУ, 2013, № 4(56), Т.1, стр. 45-48.

В статье рассматривается информационная система мониторинга электронного обучения, предназначенная для комплексного информационно-аналитического обеспечения процессов мониторинга текущего уровня развития электронного обучения в вузах и уровня их потенциальной готовности к участию в межвузовских образовательных проектах, предполагающих применение электронного обучения.

 

Анна Сакоян, «МООК: революция в мире образования»

Полит.ru, 30 мая, 2013 г.

«Взрыв популярности массовых открытых онлайн-курсов, МООК (massive open online course), произошедший в течение минувшего года, породил разговоры о том, что в мире образования началась революция, и он вскоре полностью преобразится». В статье делается обзор МООК и обсуждаются связанные с ними проблемы и перспективы их решения.

 

В.И.Токтарова, «Учебно-методическое обеспечение реализации основных образовательных программ в условиях информационно- образовательной среды вуза»

«Известия Волгоградского государственного педагогического университета», 2013 год, №2

Раскрываются особенности учебно-методического обеспечения в условиях информационно-образовательной среды для эффективной организации и функционирования современного образовательного процесса в высшей школе.

 

А.В.Флегонтов, И.Б.Готская, Л.А.Балясникова, А.В.Хорошилов, «ИКТ в образовании: педагогика, образовательные ресурсы и обеспечение качества»

«Universum: Вестник Герценовского университета», 2013, №1.

В статье анализируются итоги международной конференции ИИТО-2012 «ИКТ в образовании: педагогика, образовательные ресурсы и обеспечение качества», состоявшейся в Москве в ноябре 2012 г.

 

2012

Ki Mae Heussner, «5 ways online education can keep its students honest» («5 методов образования в интернете, которые способны обеспечить честность студентов»)(англ. версия; русский перевод)

GIGAOM / «Образование сегодня», 17 декабря 2012 г.

«Всё возрастающая роль образования в интернете способна создать для студентов новые возможности обучения. Однако, в то же время, этот фактор открывает студентам столь же новые возможности для мошенничества….» Эта проблема и возможные пути её решения – в центре внимания авторов статьи.

 

Г.В. Ившина, «О проектировании обучения: технологический подход»

Вестник Казанского технологического университета, № 8, 2012 – С. 439-444.

Автор анализирует общие положения о технологическом подходе в обучении, выделяя слабые и сильные стороны педагогической технологии, основные этапы дидактического проектирования, критерии проектирования, преобладающие структурные и экспериментально обоснованные критерии, а также – рассматривает апробированные инвариантные этапы дидактического проектирования разработки электронных образовательных ресурсов.

 

А.Б.Кондратенко, «Виртуальная образовательная среда Московского государственного университета экономики, статистики и информатики»

«Вестник Балтийского федерального университета им. И. Канта», 2012, №5.

Рассматривается инновационная технология организации учебного процесса в виртуальной образовательной среде Московского государственного университета экономики, статистики и информатики, построенной на платформе SharePoint.

 

2011

Р.А. Валитов, В.Н. Устюгова, «Технические вопросы и проблемы, возникающие при создании и эксплуатации системы дистанционного обучения на базе Moodle»

Образовательные технологии и общество, 2011, том 14, №4. С. 342 — 367.

Авторы исследуют технические вопросы, возникающие при создании и эксплуатации системы дистанционного обучения (СДО) на базе Moodle. В статье подробно описана программно-аппаратная архитектура СДО, продемонстрировано применение инструментов веб-аналитики для сбора и анализа статистической информации, описаны возможности применения мобильных устройств для обучения с помощью Moodle, приведены требования и рекомендации, предъявляемые к материалам, размещаемым в сети Интернет, приведен алгоритм выбора оптимальных форматов и параметров кодирования мультимедийных и графических файлов.

 

А.М.Пуляевская, «Формы и программные средства реализации тьюторского сопровождения дистанционного обучения учащихся»

«Вестник Иркутского государственного лингвистического университета», 2011, №3.

В статье рассматриваются основные этапы тьюторского сопровождения учащихся в Интернет-среде.

 

В.Н. Устюгова, Р.А. Валитов, И.С. Ермолаев, «Особенности внедрения и эксплуатации системы дистанционного обучения в Татарском государственном гуманитарно-педагогическом университете»

Образовательные технологии и общество, 2011, том 14, №3. С. 311-336.

Работа посвящена особенностям внедрения и эксплуатации систем дистанционного обучения (СДО) в Татарском государственном гуманитарно- педагогическом университете. Подчеркнута актуальность электронных СДО в связи с внедрением нового Федерального государственного образовательного стандарта третьего поколения и роль СДО в удовлетворении требованиям стандарта в сфере электронного обучения. Особое внимание уделено методике организации учебного процесса. Приведены данные об эффективности 312 обучения преподавателей ТГГПУ. Помимо технических и учебно-образовательных аспектов внедрения и эксплуатации СДО, поставлены актуальные организационно- управленческие вопросы и даны ответы на них.

 

2010

Г.В. Ившина, «Повышение квалификации: новые взгляды»

«Теория и методика современного журналистского образования». Сборник научно-методических статей и материалов. Выпуск 2.- Казань: Издательство КГУ, 2010.

Автор отмечает, что «модернизация образования в России не могла не коснуться повышения квалификации преподавателей вузов. За последние пять лет изменился подход Рособразования к организации, содержанию и формам повышения квалификации профессорско-преподавательского состава вузов», и поднимает связанные с этим вопросы.

 

В.Н. Устюгова, Р.А. Валитов, «О процессе создания системы дистанционного обучения в Татарском государственном гуманитарно-педагогическом университете (ТГГПУ)»

Образовательные технологии и общество, 2010, том 13, №2. С. 225-239.

Поставлены цели, задачи и требования к созданию и организации системы дистанционного обучения ТГГПУ. Исследованы существующие стандарты и спецификации электронного обучения. Проведен анализ технологий и систем управления электронным обучением, мотивирован выбор Moodle в качестве оптимальной системы дистанционного обучения. Разработаны рекомендации по методическому проектированию курсов дистанционного обучения

 

З.Р.Девтерова, «Образовательные технологии открытого дистанционного обучения»

«Новые технологии», 2010 год, №1.

В статье раскрыты принципы организации процесса дистанционного обучения, позволяющие создать специальную среду в любом географическом пункте и обусловленные дидактическими задачами высшей школы.

 

С.Г.Набиуллина, «О новом образовательном контенте»

«Вестник Башкирского университета», 2010 год, №4.

В статье дан краткий анализ различных видов современных электронных образовательных ресурсов с точки зрения их педагогической эффективности при обучении студентов высшей школы и формировании компетенций будущих специалистов.

 

Книги Конференции Презентации Аналитика
КНИТУ-КАИ им. А.Н. Туполева