Статьи
С 01.09.2018 актуальная версия раздела «Статьи» поддерживается только на официальном сайте Отдела ЭТвО
Предлагаем Вашему вниманию подборку статей в периодических изданиях и Интернет-ресурсах, посвящённых различным аспектам электронного обучения. Здесь же мы размещаем ссылки на электронно-библиотечные системы, где Вы найдёте электронные версии публикаций.
Тема современных тенденций развития образования, в том числе – проблемы и перспективы внедрения дистанционных образовательных технологий, весьма дискуссионна. Наше мнение не всегда совпадает с мнением авторов представленных здесь публикаций. Мы предлагаем Вам принять участие в обсуждении тех вопросов, которые поднимаются в этих (и других) источниках.
2018
1. Ившина Г.В., Кашина О.А., Устюгова В.Н., Архипов Р.Е. Системный подход в инновационном развитии вуза: опыт внедрения электронного обучения в КНИТУ-КАИ // Образовательные технологии и общество. Том: 21, № 2, 2018, стр. 414 – 423. [Интернет-ресурс]. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=32850668 В статье обосновывается необходимость применения системного подхода в инновационном развитии вуза, в частности, в сфере внедрения электронного обучения. Теоретической основой исследования являются положения общей теории систем, эмпирическую базу составляют практические результаты, полученные авторами за время работы в КНИТУ-КАИ (2015-2017 гг.) и в других вузах Казани. |
|
2. Кашина О.А., Устюгова В.Н., Архипов Р.Е., Шакиров И.И. Система управления обучением как основа организации электронного обучения в вузе // Образовательные технологии и общество. Том: 21, № 2, 2018, стр. 431 – 438. [Интернет-ресурс]. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=32850670 В статье исследуется значение системы управления обучением как необходимого условия эффективной организации учебного процесса на основе принципа обратной связи. Обосновывается важность решения о выборе вузом конкретной системы управления обучением, приводятся критерии сравнения систем управления обучением. Анализируется опыт использования LMS BlackBoard и MOODLE в КНИТУ-КАИ. |
|
3. Устюгова В.Н. Экспертиза электронных курсов в системе обеспечения качества обучения с применением дистанционных образовательных технологий // Образовательные технологии и общество. Том: 21, № 2, 2018, стр. 439 – 447. [Интернет-ресурс]. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=32850671 Статья посвящена проблеме обеспечения качества электронного обучения как задаче, требующей системного подхода. Разъясняется роль электронного курса как основного инструмента обучения с применением дистанционных образовательных технологий. Обосновывается необходимость учёта выбранной модели электронного обучения и требований педагогического дизайна на всех этапах жизненного цикла электронного курса. Исследуется роль экспертизы электронных курсов как центрального компонента системы обеспечения качества обучения. На основе анализа личного опыта автора в проведении экспертизы электронных курсов КНИТУ-КАИ и других вузов Казани предлагается алгоритм проведения экспертизы и даются методические рекомендации для преподавателей вуза по разработке электронных курсов. |
|
4.. Кашина О.А., Устюгова В.Н., Архипов Р.Е. Вебинар как современный инструмент интерактивного обучения в вузе: опыт КНИТУ-КАИ // Образовательные технологии и общество. Том: 21, № 2, 2018, стр. 424 – 430. [Интернет-ресурс]. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=32850669 В статье рассматриваются возможности использования вебинаров как современного инструмента интерактивного обучения, повышения эффективности научной и организационной работы в университете. |
|
5.. Кашина О.А., Ермолаев И.С., Устюгова В.Н., Архипов Р.Е. Учебные медиаресурсы: что нужно знать о них современному преподавателю вуза // Образовательные технологии и общество. Том: 21, № 2, 2018, стр. 459 – 467. [Интернет-ресурс]. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=32850673 Статья посвящена актуальным вопросам создания и использования образовательных медиаресурсов, в том числе обзору форматов учебного видео, требованиям к их качеству и методическим особенностям применения в учебном процессе, источникам бесплатных учебных видеоресурсов. |
|
6. Ермолаев И.С. Проблемы современного образования – адаптация к возможному // Образовательные технологии и общество. Том: 21, № 2, 2018, стр. 448 – 458. [Интернет-ресурс]. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=32850672 В статье делается попытка с помощью новых, недавно сформулированных принципов, описывающих результаты воздействия на общество цифровых технологий, показать возрастающую сегодня важность выбора траектории обучении как залога успешности будущей карьеры выпускников технического университета. |
|
2015
Молодой ученый. — 2015, №11 — с. 1399-1402. |
|
«Современные проблемы науки и образования», 2015, №1. В работе проведен статистический анализ в пакете Statistica результатов оценивания знаний студентов института электронного обучения Томского политехнического университета по высшей математике в объеме первых трех семестров. Использована система из двух показателей: результат тест-экзамена в режиме online (по 5-балльной шкале) и разность моментов окончания и начала экзамена (в минутах). |
|
2014
«Вестник Рязанского государственного радиотехнического университета», 2014, №4. Анализируется состояние и возможности технологических компонентов систем дистанционного обучения для обеспечения непрерывного и целостного дистанционного обучения в области информационно-коммуникационных технологий. Приводится обобщённая структура виртуального практикума. Обсуждается возможность организации обучения и переподготовки специалистов на рабочих местах. |
|
Е.З.Власова. «Электронное обучение в современном вузе: проблемы, перспективы и опыт использования» «Universum: Вестник Герценовского университета», 2014, №1 Автор систематизирует и анализирует опыт Российского государственного педагогического университета имени А. И. Герцена в области электронного обучения и с помощью метода математического моделирования оценивает (по 9-ти критериям) качество магистерской программы «Технологии и менеджмент электронного обучения», реализуемой в университете с 2008 года. |
|
С.Л.Еремина. «Открытые образовательные ресурсы: риски для университета?» Высшее образование сегодня. — 2014. — № 8: Специальный выпуск. — С. 26-29. Автор задаётся вопросом: «представляют ли открытые образовательные ресурсы риски для университетов? Будут ли желающие платить за обучение 54 000 долларов в год, если те же знания можно получить за 6 000?» |
|
Н.Н.Дондукова. «Электронное образование (e-learning) в Республике Корея» «Вестник Бурятского государственного университета », 2014, №15. В статье анализируется опыт использования новых информационных технологий в Южной Корее. |
|
«Известия ТулГУ. Экономические и юридические науки», 2014, №2. Рассматриваются правовые основы и особенности использования электронного обучения и дистанционных образовательных технологий в процессе обучения студентов очной и заочной форм обучения. |
|
«Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 3: Педагогика и психология», 2014, №3. В статье обосновано модульное построение курса обучения иностранному общению, при котором компьютерные технологии выступают средством моделирования профессиональной деятельности. |
|
Я.В.Розанова. «Технологии ротационной модели метода смешанного обучения в неязыковом вузе» «Magister Dixit», 2014, №2. Рассматриваются принципы и модели смешанного обучения и, в особенности, технологии ротационной модели. На основании этой модели выстраиваются этапы разработки электронных образовательных ресурсов для смешанного обучения. |
|
«Педагогическое образование в России», 2014, №8, с.68-74. Авторы рассматривают разные подходы к пониманию сущности электронного, дистанционного и смешанного обучения и предлагают дидактический конструктор, позволяющего унифицировать проектирование моделей электронного и смешанного обучения. |
|
Александр Трушин, «Учебная революция» «Коммерсант.ru/Огонёк», 21 апреля 2014 г. Сегодня в вузы приходят те, кто вырос в сетевом мире. Как высшее образование осваивает новые технологии, как соотносятся понятия «информация» и «знания», как объяснить молодёжи, что не все знания уже имеются в открытом доступе в Интернете – на все эти вопросы ищет ответы автор данной статьи. |
|
Материалы XI международной научно-методической конференции «Новые образовательные технологии в вузе», 18-20 февраля 2014 г., с.611-619. Парадигма открытого образования рассмотрена автором с практической точки зрения на примере реализации в Казанском федеральном университете. Приведены результаты создания и внедрения системы дистанционного обучения в КФУ как основы открытого образования. |
|
Валитов Р.А. «Система электронного обучения КФУ и поддержка мобильных технологий» Материалы XI международной научно-методической конференции «Новые образовательные технологии в вузе», 18-20 февраля 2014 г., с.287-295. В статье приведена общая информация о системе электронного обучения Казанского федерального университета и статистика использования мобильных платформ и веб-браузеров в Интернете и в мире. Изложена реализация поддержки мобильных устройств в электронном обучении (на примере КФУ): разработанный шаблон с адаптивным дизайном (HTML5) для LMS MOODLE, специальные мобильные приложения для вебинаров, видеохостинг и способы воспроизведения видеолекций. |
|
Материалы XI международной научно-методической конференции «Новые образовательные технологии в вузе», 18-20 февраля 2014 г., с.1380-1389. На примере опыта Департамента развития образовательных ресурсов Казанского федерального университета по созданию системы обучения и консультационной поддержки преподавателей по работе в системе управления обучением (LMS MOODLE) авторы обосновывают необходимость организации системы методической поддержки профессорско-преподавательского состава вуза как неотъемлемой компоненты системы электронного обучения в университете. |
|
Сергей Голубицкий, «MOOC как будущее образовательного процесса: за и против» «Компьютерра», 29 января 2014 г. Автор рассуждает о феномене MOOC (массовых курсов открытого онлайн-обучения), «с которым консенсус мнений связывает представление о будущем образовании» . По мнению автора, «MOOC — это новомодное направление в дистанционном образовании, претендующее на оптимальное сочетание современных дидактических методик с иллюзией тотального образования масс… ». |
|
Diana Laurillard, «Five myths about Moocs» («Пять мифов о МООКах») THE (Times Higher Education), 10 января 2014 г. (англ.) В центре внимания автора статьи – аргументация необходимости реализации обратной связи в процессе обучения, определение роли и места преподавателя в учебном процессе, реализуемом с применением дистанционных образовательных технологий, выявление особенностей применения МООС на разных уровнях образования. |
|
2013
Сергей Сумленный. «Останется десять университетов» «Эксперт» №48 (878), 2 декабря 2013 г. «Экспансия университетского образования в интернет приведет к тотальному изменению научного мира. В нем останется лишь несколько университетов, профессора утратят свой статус, а наука сконцентрируется в США», — считает немецкий профессор Эрвин Хеберле…. |
|
Дмитрий Гришанков, «Семь вызовов для русского университета» «Эксперт» №47 (877), 25 ноября .2013 г. «Чего мы ждем от высшего образования и какие университеты нужны стране? Внятного ответа нет, и это порождает метания в погоне за местами в рейтингах.» В этой статье автор пытается обобщить мнения ведущих специалистов в области образования по этим злоюлдневным вопросам. |
|
«Что такое MOOC? (Новая веха в получении образования)» «Зеркало», 18 ноября 2013 г. «Западная пресса впервые обратила внимание на MOOC в 2011 году, когда Себастьян Трун, профессор из Стэнфорда, с успехом прочел в Интернете бесплатный курс об искусственном интеллекте. Студентами Труна стали 160 тысяч человек из 190 стран. Вслед за экспериментом Труна университеты в США начали один за другим участвовать в создании MOOC, надеясь, видимо, в конце концов заработать на новой волне.» Как считают авторы статьи, «есть все основания полагать, что MOOC не являются данью цифровой моде, а являются предвестниками структурного изменения образовательного процесса…». |
|
«О «бумажных знаниях» и «гибели российского образования»… » Поддерживая мнение автора статьи «О бумажных знаниях…» об объективной необходимости дистанционного обучения, авторы статьи аргументируют сделанные ими выводы о том, «что переходить к новым формам обучения нужно не стихийно и не в порыве энтузиазма», что «для создания в университете системы дистанционного обучения на новой современной основе нужен прочный «фундамент», включающий в себя: a) надёжную материально-техническую базу, б) тщательно проработанную нормативно-правовую основу, в) чёткую организационную схему, г) тщательно продуманную, психологически выверенную методологию»). |
|
Елена Кошкина, «Почему «бумажные знания» несут гибель российскому образованию?» E-xecutive.ru, 28 октября 2013 г. В статье рассматривается и анализируется дистанционное обучение, которое, по мнению автора, «пока абсолютно неэффективно в России, а зачастую просто вредно, мало мотивировано и не способствует раскрытию личностного потенциала». |
|
«Вестник Мичуринского государственного аграрного университета», 2013 год, №3. В статье выявлены и обоснованы возможности использования современных образовательных технологий при подготовке бакалавров и магистров. |
|
«Программные продукты и системы», 2013, №1. В статье описывается программное средство, обеспечивающее автоматизированное тестирование электронного курса, начиная от указания ошибок на слайдах и заканчивая получением обобщённой количественной оценки качества курса (включающей методический и технический аспекты) и рекомендаций по его улучшению. |
|
Вестник КемГУ, 2013, № 4(56), Т.1, стр. 45-48. В статье рассматривается информационная система мониторинга электронного обучения, предназначенная для комплексного информационно-аналитического обеспечения процессов мониторинга текущего уровня развития электронного обучения в вузах и уровня их потенциальной готовности к участию в межвузовских образовательных проектах, предполагающих применение электронного обучения. |
|
Анна Сакоян, «МООК: революция в мире образования» Полит.ru, 30 мая, 2013 г. «Взрыв популярности массовых открытых онлайн-курсов, МООК (massive open online course), произошедший в течение минувшего года, породил разговоры о том, что в мире образования началась революция, и он вскоре полностью преобразится». В статье делается обзор МООК и обсуждаются связанные с ними проблемы и перспективы их решения. |
|
«Известия Волгоградского государственного педагогического университета», 2013 год, №2 Раскрываются особенности учебно-методического обеспечения в условиях информационно-образовательной среды для эффективной организации и функционирования современного образовательного процесса в высшей школе. |
|
«Universum: Вестник Герценовского университета», 2013, №1. В статье анализируются итоги международной конференции ИИТО-2012 «ИКТ в образовании: педагогика, образовательные ресурсы и обеспечение качества», состоявшейся в Москве в ноябре 2012 г. |
|
2012
Ki Mae Heussner, «5 ways online education can keep its students honest» («5 методов образования в интернете, которые способны обеспечить честность студентов»)(англ. версия; русский перевод) GIGAOM / «Образование сегодня», 17 декабря 2012 г. «Всё возрастающая роль образования в интернете способна создать для студентов новые возможности обучения. Однако, в то же время, этот фактор открывает студентам столь же новые возможности для мошенничества….» Эта проблема и возможные пути её решения – в центре внимания авторов статьи. |
|
Г.В. Ившина, «О проектировании обучения: технологический подход» Вестник Казанского технологического университета, № 8, 2012 – С. 439-444. Автор анализирует общие положения о технологическом подходе в обучении, выделяя слабые и сильные стороны педагогической технологии, основные этапы дидактического проектирования, критерии проектирования, преобладающие структурные и экспериментально обоснованные критерии, а также – рассматривает апробированные инвариантные этапы дидактического проектирования разработки электронных образовательных ресурсов. |
|
«Вестник Балтийского федерального университета им. И. Канта», 2012, №5. Рассматривается инновационная технология организации учебного процесса в виртуальной образовательной среде Московского государственного университета экономики, статистики и информатики, построенной на платформе SharePoint. |
|
2011
Образовательные технологии и общество, 2011, том 14, №4. С. 342 — 367. Авторы исследуют технические вопросы, возникающие при создании и эксплуатации системы дистанционного обучения (СДО) на базе Moodle. В статье подробно описана программно-аппаратная архитектура СДО, продемонстрировано применение инструментов веб-аналитики для сбора и анализа статистической информации, описаны возможности применения мобильных устройств для обучения с помощью Moodle, приведены требования и рекомендации, предъявляемые к материалам, размещаемым в сети Интернет, приведен алгоритм выбора оптимальных форматов и параметров кодирования мультимедийных и графических файлов. |
|
«Вестник Иркутского государственного лингвистического университета», 2011, №3. В статье рассматриваются основные этапы тьюторского сопровождения учащихся в Интернет-среде. |
|
Образовательные технологии и общество, 2011, том 14, №3. С. 311-336. Работа посвящена особенностям внедрения и эксплуатации систем дистанционного обучения (СДО) в Татарском государственном гуманитарно- педагогическом университете. Подчеркнута актуальность электронных СДО в связи с внедрением нового Федерального государственного образовательного стандарта третьего поколения и роль СДО в удовлетворении требованиям стандарта в сфере электронного обучения. Особое внимание уделено методике организации учебного процесса. Приведены данные об эффективности 312 обучения преподавателей ТГГПУ. Помимо технических и учебно-образовательных аспектов внедрения и эксплуатации СДО, поставлены актуальные организационно- управленческие вопросы и даны ответы на них. |
|
2010
Г.В. Ившина, «Повышение квалификации: новые взгляды» «Теория и методика современного журналистского образования». Сборник научно-методических статей и материалов. Выпуск 2.- Казань: Издательство КГУ, 2010. Автор отмечает, что «модернизация образования в России не могла не коснуться повышения квалификации преподавателей вузов. За последние пять лет изменился подход Рособразования к организации, содержанию и формам повышения квалификации профессорско-преподавательского состава вузов», и поднимает связанные с этим вопросы. |
|
Образовательные технологии и общество, 2010, том 13, №2. С. 225-239. Поставлены цели, задачи и требования к созданию и организации системы дистанционного обучения ТГГПУ. Исследованы существующие стандарты и спецификации электронного обучения. Проведен анализ технологий и систем управления электронным обучением, мотивирован выбор Moodle в качестве оптимальной системы дистанционного обучения. Разработаны рекомендации по методическому проектированию курсов дистанционного обучения |
|
З.Р.Девтерова, «Образовательные технологии открытого дистанционного обучения» «Новые технологии», 2010 год, №1. В статье раскрыты принципы организации процесса дистанционного обучения, позволяющие создать специальную среду в любом географическом пункте и обусловленные дидактическими задачами высшей школы. |
|
С.Г.Набиуллина, «О новом образовательном контенте» «Вестник Башкирского университета», 2010 год, №4. В статье дан краткий анализ различных видов современных электронных образовательных ресурсов с точки зрения их педагогической эффективности при обучении студентов высшей школы и формировании компетенций будущих специалистов. |
|
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
Книги | Конференции | Презентации | Аналитика |