МВК КАИ - КАЗАНСКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ им. А.Н. Туполева
 
Отдел электронных технологий в образовании
ПоискНа главную

Терминология E-learning

Электронное обучение (англ.: e-Learning) – стремительно развивающееся сегодня явление, значимость которого выходит далеко за пределы сферы образования. Несомненно то, что электронное обучение революционным образом меняет весь современный мир, затрагивает, в конечном счёте, все сферы общественной жизни. Как любое явление такого масштаба, электронное обучение встречает неоднозначное отношение среди представителей академического сообщества. Полемика о перспективах развития образования нередко принимает весьма ожесточённый характер. На наш взгляд, противоборство мнений, отчасти связано с тем, что терминология e-Learning ещё не «устоялась» окончательно, и существует неоднозначность в понимании многих терминов – таких, например, как «дистанционное обучение», «виртуальное занятие», «электронный курс», «электронный УМК», «электронный образовательный ресурс», «MOOC», и т.д.. Проблема усугубляется тем, что большинство понятий здесь заимствовано из английского языка (например, «вебинар», «тьютор»), многие термины вовсе является «калькой» с английского (например, «онлайн», «оффлайн», «коворкинговый центр», «коллаборация», «геймификация», «дигитализация», «софт», «3D»). Очень популярен сейчас и молодёжный компьютерный жаргон, нередко вызывающий недоумение у преподавателей вузов.

В этом разделе сайта Отдела электронных технологий в образовании КНИТУ-КАИ мы предлагаем Вашему вниманию своеобразный толковый словарь терминов, использующихся сегодня в электронном обучении. Помимо толкования того или понятия, мы предлагаем Вашему вниманию ссылки на статьи, презентации и другие релевантные (ещё одна «калька» с английского, прочно вошедшая в русский язык!) источники.

Будем рады Вашим откликам и предложениям по развитию этого раздела сайта!

А

Автономное обучение – обучение с помощью компьютера без подключения к информационно-телекоммуникационной сети (ГОСТ Р 52653-2006 «Информационно-коммуникационные технологии в образовании. Термины и определения», п. 3.2.6).

Асинхронное электронное обучение – электронное обучение, которое не предполагает взаимодействие преподавателя с обучаемыми в режиме реального времени. При асинхронном обучении учащийся может проходить курс и изучать материал в удобное ему время, и в том режиме, в котором комфортно лично ему. В системе электронного обучения асинхронное электронное обучение реализуется, например, с помощью системы управления обучением в виде лекций, видео лекций, тестирования и т.д..

Аутсорсинг – передача организацией, на основании договора, определенных бизнес-процессов или производственных функций на обслуживание другой компании, специализирующейся в соответствующей области. В отличие от услуг сервиса и поддержки, имеющих разовый, эпизодический, случайный характер и ограниченных началом и концом, на аутсорсинг передаются обычно функции по профессиональной поддержке бесперебойной работоспособности отдельных систем и инфраструктуры на основе длительного контракта. Наличие бизнес-процесса отличает аутсорсинг от различных других форм оказания услуг и абонентского обслуживания. Аутсорсинг является механизмом экономии затрат за счет повышения эффективности предприятия в целом и появления возможности освободить соответствующие организационные, финансовые и человеческие ресурсы, чтобы развивать новые направления, или сконцентрировать усилия на существующих, требующих повышенного внимания.

Б

Браузер (веб-обозреватель, веб-браузер) – программное обеспечение для просмотра веб-сайтов, то есть для запроса веб-страниц (преимущественно из Интернета), их обработки, вывода и перехода от одной страницы к другой. К числу браузеров относятся программы Internet Explorer, Firefox, Safari, Google Chrome, Opera и другие.

В

Вебинар – онлайн-семинар (веб-конференция) – это один из элементов поддержки электронного обучения с применением дистанционных образовательных технологий в форме онлайн-встречи или презентации через Интернет в режиме реального времени. Во время вебинара каждый из участников находится у своего компьютера, а связь между ними поддерживается через Интернет посредством загружаемого приложения, установленного на компьютере каждого участника, или через веб-приложение. В последнем случае, чтобы присоединиться к конференции, нужно просто ввести адрес сайта в окне браузера. Вебинары могут обеспечивать совместный доступ к экрану или отдельным приложениям и включать в себя сеансы голосований и опросов, что обеспечивает полное взаимодействие между аудиторией и ведущим.

«Вебинары» (Тематический номер журнала «Про e-Learning», 2015, №4)

Видеозахват экрана – см. «Скринкаст», «Скринкастинг».

Видеопубликация – формат видеоресурсов, предполагающий сопровождение видеозаписи дополнительными материалами – например, презентацией.

Далее >>

См. также: «Хроникальное (репортажное) видео».

Видеоскрайбинг – (англ.: Video Scribing)) – технология создания анимационных видеороликов, в которых рисованное изображение создается прямо на глазах зрителя. Видеоскрайбинг открывает множество новых возможностей в организации учебного процесса. Видеорлики, созданные по данной технологии, легко улавливают внимание обучающегося и удерживают его на протяжении длительного времени, что способствует полному и качественному восприятию информации.

Далее >>

Виртуальная лаборатория «представляет собой программно-аппаратный комплекс, позволяющий проводить опыты без непосредственного контакта с реальной установкой или при полном отсутствии таковой. В первом случае мы имеем дело с так называемой лабораторной установкой с удаленным доступом, в состав которой входит реальная лаборатория, программно-аппаратное обеспечение для управления установкой и оцифровки полученных данных, а также средства коммуникации. Во втором случае все процессы моделируются при помощи компьютера»// А.В. Трухин. «Об использовании виртуальных лабораторий в образовании» // Открытое и дистанционное образование. – 2002. – № 4 (8) .

Итак, под виртуальными лабораториями понимается два типа программно-аппаратных комплексов:

  1. программное обеспечение, позволяющее моделировать лабораторные опыты – виртуальные лаборатории в узком смысле.
  2. лабораторная установка с удаленным доступом(дистанционные лаборатории)

Далее>>

Г

Геймификация (англ.: game – игра), или игрофикация, — это применение подходов, характерных для компьютерных игр, в неигровых сферах, в том числе образовании и бизнесе. Основное преимущество геймификации неигровых процессов состоит в получении постоянной обратной связи от пользователя, поэтапное погружение его в изучаемую среду что обеспечивает возможность динамичной корректировки пользовательского поведения и, как следствие, быстрого освоения им свойств изучаемого объекта или явления.

См также:

Пост «10 идей для «геймификации» Вашего класса» в блоге К.Бугайчука

«Геймификация в e-Learning» (Тематический номер журнала «Про e-Learning», 2014, №1)

Д

Дискуссионный фильм – формат учебного видео — видеофильм, сюжет которого основан на конфликте мнений экспертов по острым политическим, историческим или социальным вопросам. За короткое время позволяет показать ситуацию, увидеть реакцию героев, последствия ситуации и сделать выводы. Продолжительность — 15-20 минут.

См. также: «Игровой видеокейс», «Документальный видеокейс», «Миникейс», «Интерактивный практикум».

Дистанционное обучение – (англ.: distance – расстояние) – обучение на основе применения дистанционных образовательных технологий.

См. также о формальном, неформальном и информальном дистанционном обучении

Дистанционные образовательные технологии (ДОТ) – образовательные технологии, реализуемые в основном с применением информационно-телекоммуни-кационных сетей при опосредованном (на расстоянии) взаимодействии обучающихся и педагогических работников (ФЗ № 273-ФЗ от 21.12.2012 «Об образовании в Российской Федерации», п.1 ст.16).

Документальный видеокейс – формат учебного видео — ролик с ёмким представлением учебной ситуации, снятый с участием профессионалов, продолжительностью 15-20 минут.

См. также: «Игровой видеокейс», «Миникейс», «Дискуссионный фильм», «Интерактивный практикум».

И

Игровой видеокейс – формат учебного видео — видеролик с ёмким представлением учебной ситуации, разыгранный профессиональными актерами, продолжительностью 15-20 минут.

См. также: «Документальный видеокейс», «Миникейс», «Дискуссионный фильм», «Интерактивный практикум».

Игрофикация – см. «Геймификация».

Интерактивный видеоролик – это короткий фильм, в котором действие может динамически изменяться в зависимости от выбора пользователя.

Далее >>

Интерактивный практикум (учебный кинотеатр) – формат учебного видео — интерактивное видео со встроенными тестами продолжительностью 3 – 6 академических часов.

См. также: «Игровой видеокейс», «Документальный видеокейс», «Миникейс», «Дискуссионный фильм».

Информальное обучение – это обучение, которое

Информальное обучение, во многом, совпадает со структурой жизнедеятельности взрослого человека – определенные элементы учения и научения присутствуют практически во всех формах его социальной активности. В этом смысле не столь важно, каким путем человек приобрел знания и умения, необходимые для эффективной деятельности, важно, чтобы они у него были.

Далее >>

См. также «Формальное обучение», «Неформальное обучение».

«Информационно-образовательные ресурсы (ИОР) – это совокупность технических, программных, телеком муникационных и методических средств, позволяющих оптимально использовать новые информационные технологии в сфере образования, внедрять их во все виды и формы образовательной деятельности. Это открытая коммуникационная структура, состоящая из взаимосвязанных компьютерных локальных, региональных сетей, совокупности техниче- ских и программных средств, обеспечивающих свободный доступ членам общества к любым источникам удаленной информации и обмен информацией учебной, научной, культурной и любой другой».

Источник: Протасов А. В. Информационно-образовательные ресурсы учебных заведений среднего образования в сети интернет // Студенческий научный форум : мат-лы V Междунар. студ. электронной науч. конф. М., 2014.

М

Метаданные – структурированные данные, предназначенные для описания характеристик электронного образовательного ресурса (ГОСТ Р 53620-2009 «Информационно-коммуникационные технологии в образовании. Электронные образовательные ресурсы. Общие положения», п.3.6.).

Шаблон метаданных для программ дополнительного образования КНИТУ-КАИ

Миникейс – формат учебного видео — короткий игровой эпизод, демонстрирующий ситуацию, конфликт, характер героя и т.д., продолжительностью до 5 минут.

См. также: «Игровой видеокейс», «Документальный видеокейс», «Дискуссионный фильм», «Интерактивный практикум».

Мобильное обучение – электронное обучение с помощью мобильных устройств, не ограниченное местоположением или изменением местоположения учащегося (ГОСТ Р 52653-2006 «Информационно-коммуникационные технологии в образовании. Термины и определения», п. 3.2.4).

МООК (англ.: MOOCMassive Open Online Courses) – массовые открытые онлайн курсы – одна из современных форм дистанционного образования.

Далее>>

Н

Неформальное обучение – это обучение, которое

Примерами неформального обучения является обучение в клубах, кружках, различные курсы, тренинги, короткие программы.

Далее >>

См. также «Формальное обучение», «Информальное обучение».

О

Образовательный контент – структурированное предметное содержание, используемое в образовательном процессе (ГОСТ Р 52653-2006 «Информационно-коммуникационные технологии в образовании. Термины и определения», п. 3.2.13).

Онлайн-курс – целенаправленная (обеспечивающая достижение конкретных результатов и направленная на формирование предусмотренных образовательными программами высшего образования компетенций) и определенным образом структурированная совокупность видов, форм и средств учебной деятельности, реализуемая с применением исключительно электронного обучения, дистанционных образовательных технологий на основе комплекса взаимосвязанных в рамках единого педагогического сценария электронных образовательных ресурсов.

«Методические рекомендации по организации образовательной деятельности с использованием онлайн курсов» Министерства образования и науки РФ от 05.09.2017

«Онлайн-курсы и ресурс «Одного окна» (по итогам VII Международной научно-практической Интернет-конференции «Виртуальная реальность современного образования» – VRME-2017)

Онлайн-сервис – сервис, предлагающий определенные услуги (реализуемые, как правило, по модели SaaS) через свой веб-сайт в Интернете.

Открытое программное обеспечение – программное обеспечение с открытым исходным кодом.

П

Педагогический дизайн – системный подход к построению учебного процесса, согласно которому содержание, методика и организация учебного процесса подчинены цели обучения. Вопросы педагогического дизайна охватывают способы представления учебного материала и последовательность его изложения, сочетание теории и практики, выстраивание образовательной траектории, использование различных видов учебной нагрузки, приёмы привлечения внимания обучаемых, формирования их мотивации и желания продолжать обучение, варианты взаимодействия участников учебного процесса и ряд смежных вопросов.

Далее>>

Площадка (системы управления обучением) – специализированный веб-сайт, представляющий отдельный экземпляр системы управления обучением.

С

Свободная лицензия – такой лицензионный договор, условия которого содержат разрешения пользователю от правообладателя на конкретный перечень способов использования его произведения, которые дают ему четыре важнейшие свободы (или свободы, основанные на них и их включающие – согласно разным критериям и видам произведений). Чтобы считаться свободной, лицензия должна разрешать: использовать произведение в любых целях, изучать его (в случае программного обеспечения требуется доступность его исходных кодов), создавать и распространять копии произведения, вносить в произведение изменения, публиковать и распространять такие измененные производные произведения (в случае программного обеспечения требуется доступность его исходных кодов и возможность внесения в них изменений). Без такой специальной лицензии эти виды использования запрещены законами об авторских правах, потому что почти во всех странах мира произведения защищаются авторским правом автоматически в момент его создания без соблюдения каких-либо формальностей, все права закрепляются за автором, а использование его произведения запрещается.

Свободное программное обеспечение – открытое программное обеспечение, в отношении которого права пользователя («свободы») на неограниченную установку, запуск, а также свободное использование, изучение, распространение и изменение (совершенствование) защищены юридически авторскими правами при помощи свободных лицензий, либо отсутствием исключительных прав.

Сенсорное изображение – рисунок, разделенный на отдельные участки («горячие области», англ.: «hot spots»), каждый из которых, как правило, является гиперссылкой на отдельный документ или связан с какой-либо процедурой.

Сетевое обучение – обучение с помощью информационно-телекоммуникационной сети (ГОСТ Р 52653-2006 «Информационно-коммуникационные технологии в образовании. Термины и определения», п. 3.2.5).

Синхронное электронное обучение – электронное обучение, которое предполагает взаимодействие преподавателя с обучаемыми в режиме реального времени. Преподаватель имеет возможность оценивать реакцию обучаемых, понимать их потребности, реагировать на них: отвечать на вопросы, подбирать темп, удобный для группы, следить за вовлеченностью обучаемого в процесс и «возвращать» его в группу при необходимости. В системе электронного обучения синхронное электронное обучение реализуется, например, через вебинары.

Смешанное обучение – сочетание сетевого обучения с очным или автономным обучением (ГОСТ Р 52653-2006 «Информационно-коммуникационные технологии в образовании. Термины и определения», п. 3.2.7).

Система управления обучением, СУО (англ.: Learning Management System, LMS) – информационная система, предназначенная для обеспечения административной и технической поддержки процессов, связанных с электронным обучением . Представляет собой программное обеспечение для разработки электронных курсов, их размещения и проведения непосредственного электронного обучения с применением дистанционных образовательных технологий, анализа активности студентов, выставления оценок и т.д.. В настоящее время в мире существует множество СУО, например, BlackBoard, ILIAS, Desire2Learn, Red Class, eLearning Server, MOODLE.

Скринкаст (англ.: screencast) – цифровая видеозапись информации, выводимой на экран компьютера. Часто сопровождается голосовыми комментариями. Для создания скринкастов используют не веб- или видеокамеры, а специальное программное обеспечение.

Синоним: видеозахват экрана (англ.: video screen capture).

См. также «Скринкастинг».

Скринкастинг (англ.: screen — экран, broadcasting — передача, вещание) – тип подкастинга, позволяющий передавать для широкой аудитории видеопоток с записью происходящего на компьютере пользователя. Позволяет задействовать сразу несколько каналов восприятия информации: зрительный, моторный и слуховой.

См. также «Скринкаст».

Стандарты CDIO – (англ.: Conceive — Design — Implement — Operate, т. е. – Осмысление — Проектирование — Реализация — Эксплуатация) — это комплексный подход к инженерному образованию: набор общих принципов создания учебных программ, их материально-технического обеспечения, подбора и обучения преподавателей.

Декларируемая цель CDIO: инженер — выпускник вуза должен уметь придумать новый продукт или новую техническую идею, осуществлять все конструкторские работы по ее воплощению (или давать нужные указания тем, кто будет этим заниматься), внедрить в производство то, что получилось. Предполагается, что CDIO можно внедрить в любом вузе, где ведется подготовка инженеров, причем MIT и Всемирная ассоциация CDIO готовы оказать помощь. CDIO содержит необходимые методические материалы по изменению учебного процесса для администрации вуза и преподавателей. Кроме этого организуются семинары, ежегодно проводится международная конференция, где университеты – участники инициативы обсуждают свои достижения и дают советы коллегам, желающим к ней присоединиться.

Советуем прочитать: Эдвард Кроули, Йохан Малмквист и др., «Переосмысление инженерного образования. Подход CDIO» (перевод с английского), Высшая школа экономики, М., 2015, — 504 с.

Т

Таксономия Блума – вариант классификации педагогических целей – одна из базовых тем в сфере образования

Предложенная в 1956 году группой учёных под руководством Бенджамина Блума, автора книги «Таксономия Образовательных Целей: Сфера Познания», таксономия Блума предлагает классификацию задач, которые преподаватели ставят перед обучаемыми, и целей обучения, включающих три сферы: когнитивную, аффективную и психомоторную. Эти сферы приблизительно соответствуют понятиям: «знаю», «чувствую» и «творю», соответственно.

Цель таксономии Блума — мотивировать педагогов фокусироваться на всех трёх сферах, предлагая, таким образом, наиболее полную форму обучения.

Советуем ознакомиться: Цифровая таксономия Блума (блог К.Бугайчука)

Тьютор (англ.: tutor – наставник, педагог, репетитор, ментор, опекун, домашний учитель, куратор группы студентов) – понятие, возникшее в классических английских университетах примерно в XIV веке. Развитие электронного обучения, массовое внедрение в учебный процесс дистанционных образовательных технологий привели к изменению смысла понятия «тьютор» — в дистанционном обучении тьютор – это не только педагог-помощник, педагог-наставник, но высокообразованный специалист, выполняющий следующие трудовые функции:

Далее>>

Ф

Формальное обучение – это обучение, которое

Далее >>

См. также «Неформальное обучение», «Информальное обучение».

Х

Хроникальное (репортажное) видео – формат видеоресурсов, предполагающий, что на видео фиксируется лекция, которая читается в обычном академическом формате: 90 минут (иногда с перерывом), минимум вопросов из зала, лектор работает с привычной аудиторией.

Далее >>

См. также «Видеопубликация»

Э

Электронная информационно-образовательная среда – При реализации образовательных программ с применением исключительно электронного обучения, дистанционных образовательных технологий в организации, осуществляющей образовательную деятельность, должны быть созданы условия для функционирования электронной информационно-образовательной среды, включающей в себя электронные информационные ресурсы, электронные образовательные ресурсы, совокупность информационных технологий, телекоммуникационных технологий, соответствующих технологических средств и обеспечивающей освоение обучающимися образовательных программ в полном объеме независимо от места нахождения обучающихся. Перечень профессий, специальностей и направлений подготовки, реализация образовательных программ по которым не допускается с применением исключительно электронного обучения, дистанционных образовательных технологий, утверждается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования. (ФЗ № 273-ФЗ от 29.12.2012 «Об образовании в Российской Федерации», п.3 ст.16).

Электронное обучение – организация образовательного процесса с применением содержащейся в базах данных и используемой при реализации образовательных программ информации и обеспечивающих ее обработку информационных технологий, технических средств, а также информационно-телекоммуникационных сетей, обеспечивающих передачу по линиям связи указанной информации, взаимодействие участников образовательного процесса (ФЗ № 273-ФЗ от 29.12.2012 «Об образовании в Российской Федерации», п.1 ст.16).

Электронный курс – электронный образовательный ресурс определённого вида, разработанный в соответствии с рабочей программой учебной дисциплины, размещенный и используемый в системе управления обучением.

Характерными особенностями электронных курсов являются:

  1. Использование технологии гипертекста.
  2. Интерактивность – различные формы обратной связи, реализуемой в процессе обучения, взаимодействие между обучаемым и преподавателем, взаимодействие между обучаемыми, взаимодействие между обучаемым и контентом, включая автоматизированный контроль знаний.
  3. Мультимедийность – использование видео, аудио, растровой и векторной 2D и 3D графики, анимаций, вебинаров, 3D-миров, объектов виртуальной реальности и прочее;
  4. Нелинейность, адаптивность, индивидуализация траекторий обучения.
  5. Модульная структура – под модулем электронного курса понимается тематически и методически завершённая структурная единица.
  6. Наличие метаданных (см. «Метаданные»).

Электронный образовательный ресурс, ЭОР – образовательный ресурс, представленный в электронно-цифровой форме и включающий в себя структуру, предметное содержание и метаданные о них (ГОСТ Р 52653-2006 «Информационно-коммуникационные технологии в образовании. Термины и определения», п. 3.2.12).

Ю

Юзабилити – (англ.: to use — использовать, usability – возможность использования) – это научно-прикладная дисциплина, которая рассматривает вопросы повышения эффективности информационных систем за счёт обеспечения удобства использования их пользовательского интерфейса. Юзабилити тесно связана с эргономикой, но является более специфичной дисциплиной, ориентированной именно на удобство программных интерфейсов. Нередко принципы юзабилити связывают лишь с эстетическими вопросами – красотой дизайна, качеством графических изображений, шрифтов и т.д.. Эти вопросы включаются в понятие «юзабилити», но главный её вопрос – это удобство использования информационной системы, которое позволяет сократить время, затрачиваемое пользователем на выполнение тех или иных операций, повысить эффективность работы.

A

ADDIE – модель разработки учебных программ, включающая связанных между собой компоненты:

Далее >>

В

Blended Learning – см. «Смешанное обучение».

Browser – см. «Браузер».

C

CDIO – см. «Стандарты CDIO».

E

e-Learning – см. «Электронное обучение».

L

Learning Management System, LMS – см. «Cистема управления обучением, СУО».

M

MOOC – см. «МООК».

MOODLE – (англ.: Modular Object-Oriented Dynamic Learning Environment – модульная объектно-ориентированная динамическая образовательная среда) – система управления обучением, является свободным программным обеспечением.

MOODLE – это мощная комплексная система для разработки качественных интерактивных электронных курсов, которые могут использоваться как в поддержку очного обучения, так и дистанционного. Это инструмент, который не только обеспечивает обучаемым доступ к учебным материалам, но и позволяет выстраивать индивидуальные образовательные траектории на основе реализации обратной связи в процессе обучения – контроля знаний (в том числе – автоматизированного), общения обучаемых с преподавателем и друг с другом.

Элементы MOODLE – это разнообразные объекты (файл, ссылка, пояснение, «лекция», задание, тест, глоссарий, база данных, форум, чат, опрос, ведомость и т.д.) – их можно сравнить с блоками конструктора LEGO. Некоторые из них являются очень простыми – и в создании, и в использовании, некоторые же имеют множество свойств и вариантов использования (например, вопросы к тестам могут быть разных видов: с единственным или множественным выбором, с ответом «на соответствие», со встраиваемым (вычисляемым) ответом и т.д.; сами тесты также имеют большое число настраиваемых свойств).

Являясь довольно сложным, многофункциональным инструментом, LMS MOODLE сама нуждается в изучении преподавателями – авторами электронных курсов.

S

SaaS – (англ.: Software As A Service – программное обеспечение как услуга) – бизнес-модель продажи и использования программного обеспечения, при которой поставщик разрабатывает веб-приложение и самостоятельно управляет им, предоставляя заказчику доступ к программному обеспечению через Интернет. Основное преимущество модели SaaS для потребителя услуги состоит в отсутствии затрат, связанных с установкой, обновлением и поддержкой работоспособности оборудования и работающего на нем программного обеспечения. В рамках модели SaaS клиент платит не за владение программным обеспечением как таковым, а за его аренду. Таким образом, в отличие от классической схемы лицензирования программного обеспечения, клиент несет сравнительно небольшие периодические затраты, и ему не требуется инвестировать значительные средства в приобретение программного обеспечения и аппаратной платформы для его развертывания, а затем поддерживать его работоспособность.

Screencast – см. «Скринкаст».

T

Tutor – см. «Тьютор».

U

Usability – см. «Юзабилити».

V

Video Scribing – см. «Видеоскрайбинг».

Virtual Laboratory – см. «Виртуальная лаборатория».

W

Webinar – см. «Вебинар».

Y

YouTube – сервис видеохостинга, размещенный по адресу http://www.youtube.com.

КНИТУ-КАИ им. А.Н. Туполева