Терминология E-learning
Электронное обучение (англ.: e-Learning) – стремительно развивающееся сегодня явление, значимость которого выходит далеко за пределы сферы образования. Несомненно то, что электронное обучение революционным образом меняет весь современный мир, затрагивает, в конечном счёте, все сферы общественной жизни. Как любое явление такого масштаба, электронное обучение встречает неоднозначное отношение среди представителей академического сообщества. Полемика о перспективах развития образования нередко принимает весьма ожесточённый характер. На наш взгляд, противоборство мнений, отчасти связано с тем, что терминология e-Learning ещё не «устоялась» окончательно, и существует неоднозначность в понимании многих терминов – таких, например, как «дистанционное обучение», «виртуальное занятие», «электронный курс», «электронный УМК», «электронный образовательный ресурс», «MOOC», и т.д.. Проблема усугубляется тем, что большинство понятий здесь заимствовано из английского языка (например, «вебинар», «тьютор»), многие термины вовсе является «калькой» с английского (например, «онлайн», «оффлайн», «коворкинговый центр», «коллаборация», «геймификация», «дигитализация», «софт», «3D»). Очень популярен сейчас и молодёжный компьютерный жаргон, нередко вызывающий недоумение у преподавателей вузов.
В этом разделе сайта Отдела электронных технологий в образовании КНИТУ-КАИ мы предлагаем Вашему вниманию своеобразный толковый словарь терминов, использующихся сегодня в электронном обучении. Помимо толкования того или понятия, мы предлагаем Вашему вниманию ссылки на статьи, презентации и другие релевантные (ещё одна «калька» с английского, прочно вошедшая в русский язык!) источники.
Будем рады Вашим откликам и предложениям по развитию этого раздела сайта!
А
Автономное обучение – обучение с помощью компьютера без подключения к информационно-телекоммуникационной сети (ГОСТ Р 52653-2006 «Информационно-коммуникационные технологии в образовании. Термины и определения», п. 3.2.6).
Асинхронное электронное обучение – электронное обучение, которое не предполагает взаимодействие преподавателя с обучаемыми в режиме реального времени. При асинхронном обучении учащийся может проходить курс и изучать материал в удобное ему время, и в том режиме, в котором комфортно лично ему. В системе электронного обучения асинхронное электронное обучение реализуется, например, с помощью системы управления обучением в виде лекций, видео лекций, тестирования и т.д..
Аутсорсинг – передача организацией, на основании договора, определенных бизнес-процессов или производственных функций на обслуживание другой компании, специализирующейся в соответствующей области. В отличие от услуг сервиса и поддержки, имеющих разовый, эпизодический, случайный характер и ограниченных началом и концом, на аутсорсинг передаются обычно функции по профессиональной поддержке бесперебойной работоспособности отдельных систем и инфраструктуры на основе длительного контракта. Наличие бизнес-процесса отличает аутсорсинг от различных других форм оказания услуг и абонентского обслуживания. Аутсорсинг является механизмом экономии затрат за счет повышения эффективности предприятия в целом и появления возможности освободить соответствующие организационные, финансовые и человеческие ресурсы, чтобы развивать новые направления, или сконцентрировать усилия на существующих, требующих повышенного внимания.
Б
Браузер (веб-обозреватель, веб-браузер) – программное обеспечение для просмотра веб-сайтов, то есть для запроса веб-страниц (преимущественно из Интернета), их обработки, вывода и перехода от одной страницы к другой. К числу браузеров относятся программы Internet Explorer, Firefox, Safari, Google Chrome, Opera и другие.
В
Вебинар – онлайн-семинар (веб-конференция) – это один из элементов поддержки электронного обучения с применением дистанционных образовательных технологий в форме онлайн-встречи или презентации через Интернет в режиме реального времени. Во время вебинара каждый из участников находится у своего компьютера, а связь между ними поддерживается через Интернет посредством загружаемого приложения, установленного на компьютере каждого участника, или через веб-приложение. В последнем случае, чтобы присоединиться к конференции, нужно просто ввести адрес сайта в окне браузера. Вебинары могут обеспечивать совместный доступ к экрану или отдельным приложениям и включать в себя сеансы голосований и опросов, что обеспечивает полное взаимодействие между аудиторией и ведущим.
«Вебинары» (Тематический номер журнала «Про e-Learning», 2015, №4)
Видеозахват экрана – см. «Скринкаст», «Скринкастинг».
Видеопубликация – формат видеоресурсов, предполагающий сопровождение видеозаписи дополнительными материалами – например, презентацией.
См. также: «Хроникальное (репортажное) видео».
Видеоскрайбинг – (англ.: Video Scribing)) – технология создания анимационных видеороликов, в которых рисованное изображение создается прямо на глазах зрителя. Видеоскрайбинг открывает множество новых возможностей в организации учебного процесса. Видеорлики, созданные по данной технологии, легко улавливают внимание обучающегося и удерживают его на протяжении длительного времени, что способствует полному и качественному восприятию информации.
Виртуальная лаборатория «представляет собой программно-аппаратный комплекс, позволяющий проводить опыты без непосредственного контакта с реальной установкой или при полном отсутствии таковой. В первом случае мы имеем дело с так называемой лабораторной установкой с удаленным доступом, в состав которой входит реальная лаборатория, программно-аппаратное обеспечение для управления установкой и оцифровки полученных данных, а также средства коммуникации. Во втором случае все процессы моделируются при помощи компьютера»// А.В. Трухин. «Об использовании виртуальных лабораторий в образовании» // Открытое и дистанционное образование. – 2002. – № 4 (8) .
Итак, под виртуальными лабораториями понимается два типа программно-аппаратных комплексов:
- программное обеспечение, позволяющее моделировать лабораторные опыты – виртуальные лаборатории в узком смысле.
- лабораторная установка с удаленным доступом(дистанционные лаборатории)
Г
Геймификация (англ.: game – игра), или игрофикация, — это применение подходов, характерных для компьютерных игр, в неигровых сферах, в том числе образовании и бизнесе. Основное преимущество геймификации неигровых процессов состоит в получении постоянной обратной связи от пользователя, поэтапное погружение его в изучаемую среду что обеспечивает возможность динамичной корректировки пользовательского поведения и, как следствие, быстрого освоения им свойств изучаемого объекта или явления.
См также:
Пост «10 идей для «геймификации» Вашего класса» в блоге К.Бугайчука
«Геймификация в e-Learning» (Тематический номер журнала «Про e-Learning», 2014, №1)
Д
Дискуссионный фильм – формат учебного видео — видеофильм, сюжет которого основан на конфликте мнений экспертов по острым политическим, историческим или социальным вопросам. За короткое время позволяет показать ситуацию, увидеть реакцию героев, последствия ситуации и сделать выводы. Продолжительность — 15-20 минут.
См. также: «Игровой видеокейс», «Документальный видеокейс», «Миникейс», «Интерактивный практикум».
Дистанционное обучение – (англ.: distance – расстояние) – обучение на основе применения дистанционных образовательных технологий.
См. также о формальном, неформальном и информальном дистанционном обучении
Дистанционные образовательные технологии (ДОТ) – образовательные технологии, реализуемые в основном с применением информационно-телекоммуни-кационных сетей при опосредованном (на расстоянии) взаимодействии обучающихся и педагогических работников (ФЗ № 273-ФЗ от 21.12.2012 «Об образовании в Российской Федерации», п.1 ст.16).
Документальный видеокейс – формат учебного видео — ролик с ёмким представлением учебной ситуации, снятый с участием профессионалов, продолжительностью 15-20 минут.
См. также: «Игровой видеокейс», «Миникейс», «Дискуссионный фильм», «Интерактивный практикум».
И
Игровой видеокейс – формат учебного видео — видеролик с ёмким представлением учебной ситуации, разыгранный профессиональными актерами, продолжительностью 15-20 минут.
См. также: «Документальный видеокейс», «Миникейс», «Дискуссионный фильм», «Интерактивный практикум».
Игрофикация – см. «Геймификация».
Интерактивный видеоролик – это короткий фильм, в котором действие может динамически изменяться в зависимости от выбора пользователя.
Интерактивный практикум (учебный кинотеатр) – формат учебного видео — интерактивное видео со встроенными тестами продолжительностью 3 – 6 академических часов.
См. также: «Игровой видеокейс», «Документальный видеокейс», «Миникейс», «Дискуссионный фильм».
Информальное обучение – это обучение, которое
- происходит в повседневной жизни, на рабочем месте, в кругу семьи или в свободное время;
- не структурировано относительно целей и продолжительности;
- не предполагает официальной сертификации.
Информальное обучение, во многом, совпадает со структурой жизнедеятельности взрослого человека – определенные элементы учения и научения присутствуют практически во всех формах его социальной активности. В этом смысле не столь важно, каким путем человек приобрел знания и умения, необходимые для эффективной деятельности, важно, чтобы они у него были.
См. также «Формальное обучение», «Неформальное обучение».
«Информационно-образовательные ресурсы (ИОР) – это совокупность технических, программных, телеком муникационных и методических средств, позволяющих оптимально использовать новые информационные технологии в сфере образования, внедрять их во все виды и формы образовательной деятельности. Это открытая коммуникационная структура, состоящая из взаимосвязанных компьютерных локальных, региональных сетей, совокупности техниче- ских и программных средств, обеспечивающих свободный доступ членам общества к любым источникам удаленной информации и обмен информацией учебной, научной, культурной и любой другой».
Источник: Протасов А. В. Информационно-образовательные ресурсы учебных заведений среднего образования в сети интернет // Студенческий научный форум : мат-лы V Междунар. студ. электронной науч. конф. М., 2014.
М
Метаданные – структурированные данные, предназначенные для описания характеристик электронного образовательного ресурса (ГОСТ Р 53620-2009 «Информационно-коммуникационные технологии в образовании. Электронные образовательные ресурсы. Общие положения», п.3.6.).
Шаблон метаданных для программ дополнительного образования КНИТУ-КАИ
Миникейс – формат учебного видео — короткий игровой эпизод, демонстрирующий ситуацию, конфликт, характер героя и т.д., продолжительностью до 5 минут.
См. также: «Игровой видеокейс», «Документальный видеокейс», «Дискуссионный фильм», «Интерактивный практикум».
Мобильное обучение – электронное обучение с помощью мобильных устройств, не ограниченное местоположением или изменением местоположения учащегося (ГОСТ Р 52653-2006 «Информационно-коммуникационные технологии в образовании. Термины и определения», п. 3.2.4).
МООК (англ.: MOOC – Massive Open Online Courses) – массовые открытые онлайн курсы – одна из современных форм дистанционного образования.
Н
Неформальное обучение – это обучение, которое
- происходит вне образовательных учреждений;
- имеет определённую цель;
- является организованным, структурированным (определены сроки и результаты);
- как правило, не предполагает официальной сертификации.
Примерами неформального обучения является обучение в клубах, кружках, различные курсы, тренинги, короткие программы.
См. также «Формальное обучение», «Информальное обучение».
О
Образовательный контент – структурированное предметное содержание, используемое в образовательном процессе (ГОСТ Р 52653-2006 «Информационно-коммуникационные технологии в образовании. Термины и определения», п. 3.2.13).
Онлайн-курс – целенаправленная (обеспечивающая достижение конкретных результатов и направленная на формирование предусмотренных образовательными программами высшего образования компетенций) и определенным образом структурированная совокупность видов, форм и средств учебной деятельности, реализуемая с применением исключительно электронного обучения, дистанционных образовательных технологий на основе комплекса взаимосвязанных в рамках единого педагогического сценария электронных образовательных ресурсов.
«Методические рекомендации по организации образовательной деятельности с использованием онлайн курсов» Министерства образования и науки РФ от 05.09.2017
«Онлайн-курсы и ресурс «Одного окна» (по итогам VII Международной научно-практической Интернет-конференции «Виртуальная реальность современного образования» – VRME-2017)
Онлайн-сервис – сервис, предлагающий определенные услуги (реализуемые, как правило, по модели SaaS) через свой веб-сайт в Интернете.
Открытое программное обеспечение – программное обеспечение с открытым исходным кодом.
П
Педагогический дизайн – системный подход к построению учебного процесса, согласно которому содержание, методика и организация учебного процесса подчинены цели обучения. Вопросы педагогического дизайна охватывают способы представления учебного материала и последовательность его изложения, сочетание теории и практики, выстраивание образовательной траектории, использование различных видов учебной нагрузки, приёмы привлечения внимания обучаемых, формирования их мотивации и желания продолжать обучение, варианты взаимодействия участников учебного процесса и ряд смежных вопросов.
Площадка (системы управления обучением) – специализированный веб-сайт, представляющий отдельный экземпляр системы управления обучением.
С
Свободная лицензия – такой лицензионный договор, условия которого содержат разрешения пользователю от правообладателя на конкретный перечень способов использования его произведения, которые дают ему четыре важнейшие свободы (или свободы, основанные на них и их включающие – согласно разным критериям и видам произведений). Чтобы считаться свободной, лицензия должна разрешать: использовать произведение в любых целях, изучать его (в случае программного обеспечения требуется доступность его исходных кодов), создавать и распространять копии произведения, вносить в произведение изменения, публиковать и распространять такие измененные производные произведения (в случае программного обеспечения требуется доступность его исходных кодов и возможность внесения в них изменений). Без такой специальной лицензии эти виды использования запрещены законами об авторских правах, потому что почти во всех странах мира произведения защищаются авторским правом автоматически в момент его создания без соблюдения каких-либо формальностей, все права закрепляются за автором, а использование его произведения запрещается.
Свободное программное обеспечение – открытое программное обеспечение, в отношении которого права пользователя («свободы») на неограниченную установку, запуск, а также свободное использование, изучение, распространение и изменение (совершенствование) защищены юридически авторскими правами при помощи свободных лицензий, либо отсутствием исключительных прав.
Сенсорное изображение – рисунок, разделенный на отдельные участки («горячие области», англ.: «hot spots»), каждый из которых, как правило, является гиперссылкой на отдельный документ или связан с какой-либо процедурой.
Сетевое обучение – обучение с помощью информационно-телекоммуникационной сети (ГОСТ Р 52653-2006 «Информационно-коммуникационные технологии в образовании. Термины и определения», п. 3.2.5).
Синхронное электронное обучение – электронное обучение, которое предполагает взаимодействие преподавателя с обучаемыми в режиме реального времени. Преподаватель имеет возможность оценивать реакцию обучаемых, понимать их потребности, реагировать на них: отвечать на вопросы, подбирать темп, удобный для группы, следить за вовлеченностью обучаемого в процесс и «возвращать» его в группу при необходимости. В системе электронного обучения синхронное электронное обучение реализуется, например, через вебинары.
Смешанное обучение – сочетание сетевого обучения с очным или автономным обучением (ГОСТ Р 52653-2006 «Информационно-коммуникационные технологии в образовании. Термины и определения», п. 3.2.7).
Система управления обучением, СУО (англ.: Learning Management System, LMS) – информационная система, предназначенная для обеспечения административной и технической поддержки процессов, связанных с электронным обучением . Представляет собой программное обеспечение для разработки электронных курсов, их размещения и проведения непосредственного электронного обучения с применением дистанционных образовательных технологий, анализа активности студентов, выставления оценок и т.д.. В настоящее время в мире существует множество СУО, например, BlackBoard, ILIAS, Desire2Learn, Red Class, eLearning Server, MOODLE.
Скринкаст (англ.: screencast) – цифровая видеозапись информации, выводимой на экран компьютера. Часто сопровождается голосовыми комментариями. Для создания скринкастов используют не веб- или видеокамеры, а специальное программное обеспечение.
Синоним: видеозахват экрана (англ.: video screen capture).
См. также «Скринкастинг».
Скринкастинг (англ.: screen — экран, broadcasting — передача, вещание) – тип подкастинга, позволяющий передавать для широкой аудитории видеопоток с записью происходящего на компьютере пользователя. Позволяет задействовать сразу несколько каналов восприятия информации: зрительный, моторный и слуховой.
См. также «Скринкаст».
Стандарты CDIO – (англ.: Conceive — Design — Implement — Operate, т. е. – Осмысление — Проектирование — Реализация — Эксплуатация) — это комплексный подход к инженерному образованию: набор общих принципов создания учебных программ, их материально-технического обеспечения, подбора и обучения преподавателей.
Декларируемая цель CDIO: инженер — выпускник вуза должен уметь придумать новый продукт или новую техническую идею, осуществлять все конструкторские работы по ее воплощению (или давать нужные указания тем, кто будет этим заниматься), внедрить в производство то, что получилось. Предполагается, что CDIO можно внедрить в любом вузе, где ведется подготовка инженеров, причем MIT и Всемирная ассоциация CDIO готовы оказать помощь. CDIO содержит необходимые методические материалы по изменению учебного процесса для администрации вуза и преподавателей. Кроме этого организуются семинары, ежегодно проводится международная конференция, где университеты – участники инициативы обсуждают свои достижения и дают советы коллегам, желающим к ней присоединиться.
Советуем прочитать: Эдвард Кроули, Йохан Малмквист и др., «Переосмысление инженерного образования. Подход CDIO» (перевод с английского), Высшая школа экономики, М., 2015, — 504 с.
Т
Таксономия Блума – вариант классификации педагогических целей – одна из базовых тем в сфере образования
Предложенная в 1956 году группой учёных под руководством Бенджамина Блума, автора книги «Таксономия Образовательных Целей: Сфера Познания», таксономия Блума предлагает классификацию задач, которые преподаватели ставят перед обучаемыми, и целей обучения, включающих три сферы: когнитивную, аффективную и психомоторную. Эти сферы приблизительно соответствуют понятиям: «знаю», «чувствую» и «творю», соответственно.
Цель таксономии Блума — мотивировать педагогов фокусироваться на всех трёх сферах, предлагая, таким образом, наиболее полную форму обучения.
Советуем ознакомиться: Цифровая таксономия Блума (блог К.Бугайчука)
Тьютор (англ.: tutor – наставник, педагог, репетитор, ментор, опекун, домашний учитель, куратор группы студентов) – понятие, возникшее в классических английских университетах примерно в XIV веке. Развитие электронного обучения, массовое внедрение в учебный процесс дистанционных образовательных технологий привели к изменению смысла понятия «тьютор» — в дистанционном обучении тьютор – это не только педагог-помощник, педагог-наставник, но высокообразованный специалист, выполняющий следующие трудовые функции:
- научно-методическое обеспечения реализации образовательных программ с применением дистанционных образовательных технологий;
- дистанционное преподавание учебной дисциплины;
- организационно-техническое сопровождение взаимодействия с группой обучающихся.
Ф
Формальное обучение – это обучение, которое
- происходит в образовательных учреждениях;
- имеет определённую цель;
- является организованным, структурированным;
- является намеренным с точки зрения обучаемого;
- предполагает сертификацию.
См. также «Неформальное обучение», «Информальное обучение».
Х
Хроникальное (репортажное) видео – формат видеоресурсов, предполагающий, что на видео фиксируется лекция, которая читается в обычном академическом формате: 90 минут (иногда с перерывом), минимум вопросов из зала, лектор работает с привычной аудиторией.
См. также «Видеопубликация»
Э
Электронная информационно-образовательная среда – При реализации образовательных программ с применением исключительно электронного обучения, дистанционных образовательных технологий в организации, осуществляющей образовательную деятельность, должны быть созданы условия для функционирования электронной информационно-образовательной среды, включающей в себя электронные информационные ресурсы, электронные образовательные ресурсы, совокупность информационных технологий, телекоммуникационных технологий, соответствующих технологических средств и обеспечивающей освоение обучающимися образовательных программ в полном объеме независимо от места нахождения обучающихся. Перечень профессий, специальностей и направлений подготовки, реализация образовательных программ по которым не допускается с применением исключительно электронного обучения, дистанционных образовательных технологий, утверждается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования. (ФЗ № 273-ФЗ от 29.12.2012 «Об образовании в Российской Федерации», п.3 ст.16).
Электронное обучение – организация образовательного процесса с применением содержащейся в базах данных и используемой при реализации образовательных программ информации и обеспечивающих ее обработку информационных технологий, технических средств, а также информационно-телекоммуникационных сетей, обеспечивающих передачу по линиям связи указанной информации, взаимодействие участников образовательного процесса (ФЗ № 273-ФЗ от 29.12.2012 «Об образовании в Российской Федерации», п.1 ст.16).
Электронный курс – электронный образовательный ресурс определённого вида, разработанный в соответствии с рабочей программой учебной дисциплины, размещенный и используемый в системе управления обучением.
Характерными особенностями электронных курсов являются:
- Использование технологии гипертекста.
- Интерактивность – различные формы обратной связи, реализуемой в процессе обучения, взаимодействие между обучаемым и преподавателем, взаимодействие между обучаемыми, взаимодействие между обучаемым и контентом, включая автоматизированный контроль знаний.
- Мультимедийность – использование видео, аудио, растровой и векторной 2D и 3D графики, анимаций, вебинаров, 3D-миров, объектов виртуальной реальности и прочее;
- Нелинейность, адаптивность, индивидуализация траекторий обучения.
- Модульная структура – под модулем электронного курса понимается тематически и методически завершённая структурная единица.
- Наличие метаданных (см. «Метаданные»).
Электронный образовательный ресурс, ЭОР – образовательный ресурс, представленный в электронно-цифровой форме и включающий в себя структуру, предметное содержание и метаданные о них (ГОСТ Р 52653-2006 «Информационно-коммуникационные технологии в образовании. Термины и определения», п. 3.2.12).
Ю
Юзабилити – (англ.: to use — использовать, usability – возможность использования) – это научно-прикладная дисциплина, которая рассматривает вопросы повышения эффективности информационных систем за счёт обеспечения удобства использования их пользовательского интерфейса. Юзабилити тесно связана с эргономикой, но является более специфичной дисциплиной, ориентированной именно на удобство программных интерфейсов. Нередко принципы юзабилити связывают лишь с эстетическими вопросами – красотой дизайна, качеством графических изображений, шрифтов и т.д.. Эти вопросы включаются в понятие «юзабилити», но главный её вопрос – это удобство использования информационной системы, которое позволяет сократить время, затрачиваемое пользователем на выполнение тех или иных операций, повысить эффективность работы.
A
ADDIE – модель разработки учебных программ, включающая связанных между собой компоненты:
- Analysis – Анализ;
- Design – Дизайн;
- Development – Разработка;
- Implementation – Проведение;
- Evaluation – Оценка.
В
Blended Learning – см. «Смешанное обучение».
Browser – см. «Браузер».
C
CDIO – см. «Стандарты CDIO».
E
e-Learning – см. «Электронное обучение».
L
Learning Management System, LMS – см. «Cистема управления обучением, СУО».
M
MOOC – см. «МООК».
MOODLE – (англ.: Modular Object-Oriented Dynamic Learning Environment – модульная объектно-ориентированная динамическая образовательная среда) – система управления обучением, является свободным программным обеспечением.
MOODLE – это мощная комплексная система для разработки качественных интерактивных электронных курсов, которые могут использоваться как в поддержку очного обучения, так и дистанционного. Это инструмент, который не только обеспечивает обучаемым доступ к учебным материалам, но и позволяет выстраивать индивидуальные образовательные траектории на основе реализации обратной связи в процессе обучения – контроля знаний (в том числе – автоматизированного), общения обучаемых с преподавателем и друг с другом.
Элементы MOODLE – это разнообразные объекты (файл, ссылка, пояснение, «лекция», задание, тест, глоссарий, база данных, форум, чат, опрос, ведомость и т.д.) – их можно сравнить с блоками конструктора LEGO. Некоторые из них являются очень простыми – и в создании, и в использовании, некоторые же имеют множество свойств и вариантов использования (например, вопросы к тестам могут быть разных видов: с единственным или множественным выбором, с ответом «на соответствие», со встраиваемым (вычисляемым) ответом и т.д.; сами тесты также имеют большое число настраиваемых свойств).
Являясь довольно сложным, многофункциональным инструментом, LMS MOODLE сама нуждается в изучении преподавателями – авторами электронных курсов.
S
SaaS – (англ.: Software As A Service – программное обеспечение как услуга) – бизнес-модель продажи и использования программного обеспечения, при которой поставщик разрабатывает веб-приложение и самостоятельно управляет им, предоставляя заказчику доступ к программному обеспечению через Интернет. Основное преимущество модели SaaS для потребителя услуги состоит в отсутствии затрат, связанных с установкой, обновлением и поддержкой работоспособности оборудования и работающего на нем программного обеспечения. В рамках модели SaaS клиент платит не за владение программным обеспечением как таковым, а за его аренду. Таким образом, в отличие от классической схемы лицензирования программного обеспечения, клиент несет сравнительно небольшие периодические затраты, и ему не требуется инвестировать значительные средства в приобретение программного обеспечения и аппаратной платформы для его развертывания, а затем поддерживать его работоспособность.
Screencast – см. «Скринкаст».
T
Tutor – см. «Тьютор».
U
Usability – см. «Юзабилити».
V
Video Scribing – см. «Видеоскрайбинг».
Virtual Laboratory – см. «Виртуальная лаборатория».
W
Webinar – см. «Вебинар».
Y
YouTube – сервис видеохостинга, размещенный по адресу http://www.youtube.com.